Должностные преступления. Доступным языком о каждой статье!

Что значит должностные преступления? Какие это статьи УК РФ? Какая предусмотрена ответственность за их совершение? Читайте, изучайте! Эта статья моего сайта разъясняет абсолютно все. что связано с должностными преступлениями.

Как мне это удалось? Все просто. За многолетнюю практику я понял, какие вопросы, связанные с совершением должностного преступления «приходят в голову» моим подзащитным и их родственникам.

Обвиняемые в должностных преступлениях люди как правило интеллектуально развитые, все понимают, «схватывают на лету». Уместить столь объёмный материал я смог только путем размещения ссылок на другие статьи моего сайта, существенно облегчив читающему поиск ответа на свои вопросы.

Приятного прочтения! Надеюсь, вы не зря потратите свое время!

Должностные преступления предусмотрены Главой 30 УК РФ. Привлечь к ответственности за их совершение можно только должностное лицо, которое совершило одно из нижеперечисленных преступлений с использованием служебных полномочий вопреки интересам службы.

Вроде все просто? Но нет, при защите от обвинения в совершении должностного преступления есть масса нюансов, неких «подводных камней». Не стоит относится к понятиям и определениям данных законодателем в описаниях должностных преступлений в диспозициях статей УК РФ по-обывательски. Это ошибка стоила многим длительных сроков и огромных штрафов.

Итак, начнём…

Что значит деяние?

Это действие либо бездействие. Да. Должностное преступление можно совершить бездействием, т.е. несовершением тех действий, которые должностное лицо было обязано совершить, руководствуясь вверенными ему полномочиями.

Что значит использование служебного положения?

Это понятие охватывает два рода действий должностного лица, которые непосредственно связаны с предоставляемыми ему полномочиями, выполняемыми функциями, действия вне служебных полномочий, но возможные исключительно благодаря занимаемому служебному положению, т.е. определяемые авторитетом, влиянием должностного лица.

Конечно, нужно сказать о том, что должностное лицо в момент совершения этих действий должно осознавать, что их совершение им стало возможно лишь благодаря его служебному положению. Тем самым свои служебные полномочия должностное лицо использует вопреки интересам службы.

Эти действия, хотя и могут быть связанными с осуществлением должностным лицом своих полномочий, прав и обязанностей, но они не были вызваны служебной необходимостью и объективно противоречили целям и задачам поставленным перед должностным лицом, тем целям и задачам, для достижения и выполнения которых должностное лицо и наделили соответствующими полномочиями.

Что значит деяние, совершенное вопреки интересам службы?

Деяние, совершенное вопреки интересам службы – это деяние, которое не было вызвано служебной необходимостью. Интересы службы определяются не только потребностями функционирования конкретного госоргана или органа местного самоуправления, государственного либо муниципального учреждения, воинского формирования, это более широкое понятие.

Любое нарушение должностным лицом своих служебных обязанностей является деянием вопреки интересам службы.

Обязательные последствия, наступающие при совершении должностного преступления

Почему обязательные? Потому что при их отсутствии преступление считается несовершенным. Юристам бы я сказал, что нет обязательного признака объективной стороны, но я пишу для простых обывателей, более того превозмогая в себе желание изъясняться непонятным юридическим языком.

Какие могут наступить последствия?

В виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и/или охраняемых законом интересов общества или государства. Последствия могут различаться по тяжести, быть материальными (имущественный вред, вред здоровью) либо нет.

Что значит существенные нарушения?

Это оценочное понятие по «качественной» либо «количественной» характеристике. Давать эту оценку имеет право следователь, прокурор на досудебной стадии, гособвинитель и конечно же суд в судебной стадии. Если при совершении иных преступлений изначальная оценка существенности исходит от потерпевшего, то с должностными преступлениями все сложнее.

Учитывается множество факторов. Их все невозможно перечислить. Например, число потерпевших либо значительность подрыва авторитета госоргана и т.д.

Умысел при совершении должностных преступлений

Умысел при совершении должностных преступлений должен присутствовать у лица его совершившего. Это значит, что должностное лицо может совершить должностное преступление умышленно, например, преступления, предусмотренные ст.285 – 292 УК РФ, а может и по неосторожности, например, преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ.

Что значит корыстная или иная заинтересованность?

Некоторые должностные преступления совершаются с корыстной или иной заинтересованностью. Например, должностные преступления, предусмотренные ст. 285 и ст. 292 УК РФ.

Корыстная заинтересованность – это стремление получить выгоду без незаконного и безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц.

Иная личная заинтересованность – это стремление извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную, например, завистью, желанием скрыть свою некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и недостатки, карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, договорённостью в поддержке в каком-либо вопросе и т.д.

В теории суд вынося приговор должен отразить в нем вывод о наличии в действиях виновного корыстной или иной личной заинтересованности с указанием конкретных фактов, которые были исследованы в ходе судебного заседания.

Но на практике, к сожалению, суды не усердствуют с мотивировкой своих выводов, с обоснованностью. Это неправильно, но где же судьям взять доказательства?

Редко кто из подсудимых им заявит в ходе судебного разбирательства, что он совершил преступление из-за такой-то заинтересованности. Как правило, по таким делам подсудимые не признают себя виновными и это рационально, так как  доказать совершение должностного преступления намного сложнее, чем например совершение банальной кражи.

Должностное злоупотребление

Звучит как-то «коряво», но… Что значит должностное злоупотребление? Как должностное злоупотребление отличается от дисциплинарного проступка? Можно сказать, что они «близнецы братья». Ничем кроме степени общественной опасности, зависящей прежде всего от тяжести последствий они не отличаются друг от друга.

Для чего я вообще пытаюсь разъяснить суть понятия – «должностное злоупотребление»? Только для того, чтобы вы поняли, что если речь идет о дисциплинарном проступке, то лицу, совершившему его грозит лишь дисциплинарная ответственность, а не уголовная. Улавливаете разницу?

Поэтому следует понимать, что не всякое злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, халатность, не причинившие указанных в УК РФ последствий расценивается как преступление.

Аналогичная ситуация и с злоупотреблением должностными полномочиями, подлоге, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованностью. Все это дисциплинарные проступки.

Тяжесть должностных преступлений

Тяжесть должностных преступлений, как и любых других зависит от характера и степени общественной опасности деяния. Знать эти юридические понятия обывателю не обязательно. Для читающего важнее понять, как тяжесть взаимосвязана с санкцией, т.е. с предусмотренным статьей УК РФ наказанием.

Преступления небольшой тяжести

Это умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых санкцией статьи УК РФ предусмотрено наказание не более трех лет лишения свободы.

Должностные преступления небольшой тяжести – это преступления, предусмотренные ч.1 ст. 285.1, ч.1 ст. 285.2, ч.1 ст. 286.1, ст. 289, ч.1 ст. 291.2, ч.1 ст. 292 УК РФ.

Преступления средней тяжести

Это умышленные деяния, за совершение которых санкцией статьи УК РФ предусмотрено наказание не более пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых санкцией статьи УК РФ предусмотрено наказание не более десяти лет лишения свободы.

Должностные преступления средней тяжести – это преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 285, п. «а» и «б» ч. 2 ст. 285.1, п. «а» и «б» ч. 2 ст. 285.2, ч.1 ст. 285.3, ч.1 ст. 286, ч. 2 ст. 286.1, ч. 2 ст. 287, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 292, ч.1 ст. 292.1, ч. 2,3 ст. 293 УК РФ.

Тяжкие преступления

Это умышленные деяния, за совершение которых санкцией статьи УК РФ предусмотрено наказание не более десяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых санкцией статьи УК РФ предусмотрено наказание не более пятнадцати лет лишения свободы.

Тяжкие должностные преступления – это преступления, предусмотренные ч. 2,3 ст. 285, ч. 2 ст. 285.3, ч. 3 ст. 286, ч. 3 ст. 287, ч. 3,4 ст. 290, ч. 3 ст. 291, ч. 2,3,5 ст. 291.1 УК РФ.

Особо тяжкие преступления

Это умышленные деяния, за совершение которых санкцией статьи УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше десяти лет либо более строгое наказание.

Особо тяжкие должностные преступления – это преступления, предусмотренные ч. 5,6 ст.290, ч. 4,5 ст. 291, ч. 4 ст. 291.1 УК РФ.

Что значит должностное лицо?

Правильное понимание определения должностного лица – краеугольный камень защиты по данной категории дел. Адвокатов у нас огромное количество, но тех, кто как говорят «собаку съел» на подобных делах не так много.

В моей практике было очень много подобных дел, и как правило, получение денег либо иного имущества, фиксируется оперативниками тщательно, на этом они «зациклены», следователи также как и большинство защитников путаются в должностных обязанностях, полномочиях, зачастую пытаясь привлечь к уголовной ответственности не то, что лиц, не обладающих конкретным полномочием либо правом, а даже вообще не должностных лиц.

Массу подобных дел я «развалил», не скажу, что было много оправдательных приговоров, как многие коллеги пишут на своих сайтах. Это ложь. Как правило это переквалификация и «символическое наказание» в виде как говорят в народе условного срока, т.е. с применением ст. 73 УК РФ. Оправдательные приговоры в наше время — нонсенс, их в году всего — то буквально несколько, да и то, большинство из них в суде присяжных…

Их было намного больше, когда бы некоторые должностные преступления были бы как раньше подсудны суду присяжных. Но наш законодатель решил иначе, не доверяет он суду народа определять виновность лиц, обвиняемых в совершении должностных преступлений, решать было ли совершено должностное преступление, кем, когда и т.д.

Понятие должностного лица определено в примечании 1 к ст. 285 УК РФ

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых  используется специальное право на участие РФ , субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами(«золотая акция»), а также в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях РФ.

Тяжело для восприятия? На моем сайте есть отдельные статьи, посвященные понятию должностного лица, переходите ниже по ссылкам, изучайте.

Так как не ошибиться в определении должностного лица?

На самом деле ничего трудного, когда все понимаешь. Нужно только проанализировать характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей), правовое основание наделения лица этими функциями, принадлежность (характеристику) тех органов, учреждений, в которых лицо трудится.

По характеру выполняемых лицом функций можно «отсеять» должностное лицо от иных лиц, также осуществляющих свою трудовую деятельность вышеперечисленных органах, учреждениях, компаниях, корпорациях, предприятиях, акционерных обществах, образованиях и воинских и иных формированиях.

Что значит содержание функции власти?

Содержание функции власти определяется в каждом конкретном случае задачами органа, организации, в которой трудится должностное лицо. В своей деятельности представитель власти, например сотрудник ППС (патрульно-постовой службы полиции), взаимодействует с широким кругом лиц. Его задача – охрана общественного порядка, пресечение преступлений и т.д.

Для осуществления конкретных задач должностное лицо наделяется соответствующими полномочиями в отношении неопределенного круга лиц, но в «ведомственных границах». Например, у сотрудника полиции они одни, у работника таможни иные.

Представитель власти

Деятельность представителя власти выражается в обязательных для исполнения распоряжениях, действиях, имеющих юридическое значение, в отношении различных лиц, учреждений. Она должна быть законной, т.е. если она должна быть в рамках полномочий представителя власти.

Представитель власти действует не от своего имени, а от имени государственного органа, который он представляет. Любой представитель власти является должностным лицом.

Определение представителя власти дано в ст. 318 УК РФ. Представителем власти для всех статей УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями (более подробно о них позже) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Подытожим…

Представитель власти не всегда занимает должность в государственных либо муниципальных образованиях. Он осуществляет функции представителя власти или функции органов власти. В соответствии с законом он наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, или правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности либо формы собственности.

Что значит организационно-распорядительные полномочия?

Простым языком – это полномочия по управлению. Речь об организации какой-либо деятельности, например, организации, предприятия, распоряжения имуществом, финансами той же организации или предприятия. К организационным полномочиям относят действия по подбору и приему работников, увольнению, по руководству подчиненными.

Определение организационно-распорядительных полномочий дано в ПП ВС РФ от 16.10.2009 №19. Под ними понимаются полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения, либо их структурных подразделений, либо находящимися в служебном подчинении работников, формированием кадрового состава, определением трудовых функций работников, организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения и взыскания и т.д.

Понятно, что действия по принятию юридически значимых решений влекут наступление юридически значимых последствий. Например, выдача больничного лица врачом влечет выплату, признание лицом инвалидом соответствующей врачебной комиссией, также влечет назначение пенсии по инвалидности с выплатой пенсии.

Из предыдущего примера видно, что признак «руководства» совсем не обязателен.

Что значит административно-хозяйственные функции?

Речь прежде всего о распоряжении материальными ценностями. Распоряжение в широком смысле — это не только их отчуждение, например продажа, но и приобретение, получение, выдача на ответственное хранение и т.д.

Конечно, речь идет о распоряжении денежными средствами на счетах, о начислении и расходовании их. Например, о выдаче заработной платы, премий, либо об их удержании из заработной платы работника.

Важно!

Как правило, должностное лицо одновременно выполняет и административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции, но это совсем не обязательно. Большая ошибка понимать, что если у лица нет «полного набора», то оно не является должностным.

Те, кто выбирает такую линию защиты обречены на проигрыш. Всегда нужно «примерять» обвинение к конкретному деянию, к конкретной ситуации.

Намного важнее какое именно действие совершило лицо, имеет ли оно юридическое значение, как оно отразилось на иных лицах, на их правах, обязанностях. Под такими лицами нужно понимать не только физические лица, но и юридические. Например, должностное лицо выдало лицензию какой-либо организации на осуществление определенной деятельности, т.е. наделило эту организацию правом.

Материальная ответственность

Ошибочно понимать под должностным лицом того, кто наделен материальной ответственностью. Данное лицо может быть должностным, а может и нет. Это вообще не критерий, но на практике я встречал заблуждающихся не только следователей и прокуроров, но и судей. Редко, но такое встречается.

На самом деле материально ответственное лицо лишь «технический» работник, ведь кроме функции «охранять и бдить» он не обладает функцией распоряжения, вверенного ему имущества, и уж тем боле он сам себе его не может «вверить». Следует уяснить, что наличие договора о материальной ответственности между работником и руководством абсолютно никак не переводит работника в статус должностного лица.

Материально ответственное лицо может быть должностным только если оно наделено организационно-распорядительными и/или административно-хозяйственными функциями.

Постоянно, временно, по специальному полномочию

Должностное лицо может быть наделено своим функционалом постоянно, временно, по специальному полномочию. Не важно, как оно было наделено. Для нас главное, что оно было наделено своим функциями законным порядком и на момент совершения деяния оно этими функциями обладало.

Закон, устав, должностная инструкция, приказ о назначении, трудовой договор, даже доверенность, что угодно, не важно, «название» этого акта, какого он «ранга», нормативный акт либо подзаконный, может даже отраслевой, внутренний, для служебного пользования. Главное то, что им должностное лицо было наделено «функционалом должностного лица», что в нем «расписаны» его права, обязанности, определены полномочия.

Например, руководитель организации, являющийся должностным лицом, уходя в отпуск наделяет приказом своего заместителя исполнять на время своего отсутствия его функции, функции должностного лица, отражает их в приказе, соответствующей доверенности. В означенное время заместитель является должностным лицом.

Со дня издания соответствующего акта, например, приказа и ознакомления с ним лицо будет считаться должностным.

Сложность вызывает понимание ни столько постоянное, например вследствие приказа и назначения, ни столько временное, например на время замещения руководителя либо по доверенности, а наделение должностного лица полномочиями по специальному полномочию.

Типичные примеры – это судебные эксперты, присяжные заседатели, ревизоры, контролеры. Только на время выполнения ими своей функции судей присяжные заседатели признаются должностными лицами.

Специальные полномочия им делегируют руководители, а присяжным – председательствующий, судебным экспертам – суд или следователь. Они заканчиваются по истечении срока, функции, для выполнения которой полномочия и делегировались, возможно, что руководство, делегировавшее полномочия «передумало» и отменило, «отозвало» их.

Даже в том случае, если решение о назначении на должность должно быть утверждено в последующем и утверждения «не случилось», ну не утвердило приказ о назначении лица «высшее руководство», и в этом случае лицо будет считаться должностным во время с момента издания приказа и принятия решения о неутверждении.

Несоблюдение порядка ознакомления должностного лица с его полномочиями

Конечно, должностному лицу должны разъяснить его права и обязанности. Как относятся судьи к факту не разъяснения лицу его полномочий? По-разному, в зависимости от ситуации.

Например, возможно отсутствует отметка, роспись лица, об ознакомлении его с приказом, либо он не ознакомлен таким же образом со своей должностной инструкцией.

Суд, конечно же не следователь, что было бы логичнее, скорее всего будет выяснять «подробности», каким образом, сколько по времени лицо исполняло свои обязанности до совершения вмененного ему деяния, какими полномочиями воспользовалось до «часа икс».

Нужно ли избрать линию защиты при таких обстоятельствах, что дескать подсудимый и знать не знал, что он должностное лицо? Этот пирует «не сработает», но указывать суду на эти факты нужно обязательно, возможно в кассации вы добьетесь успеха, если приговор и не отменят, то наказание будет минимальное.

Преступное деяние, совершенное должностным лицом во время испытательного срока либо стажировки впоследствии будет признано преступлением. Почему? Ответ прост. Лицо приступило к своим обязанностям, использовало свои права, обладало полномочиями должностного лица в полном объёме.

Когда должностное лицо перестает быть таковым?

Если назначение должностного лица – следствие юридического факта, то и прекращение его полномочий также следствие юридического факта, например приказа об увольнении.

Но возможны варианты. Например, истечение срока должностных полномочий, досрочный отзыв с выборной должности и даже смерти.

Будет ли считаться должностным лицом тот, кого приказом уже уволили, но для увольнения данного лица необходимо соблюсти еще некое условие? Например, согласие профсоюза на увольнение должностного лица. Нет, не будет. Потому что с момента вынесения приказа должностное лицо уже не обладало своими полномочиями, не «пользовалось» своими правами и обязанностями.

Еще интереснейший вопрос. Лицо фактически выполняет функции должностного лица, пусть даже в полной мере, «пользует» и административно-хозяйственные и организационно-распорядительные полномочия, но данным «функционалом» его никто не наделял, на должность никто не назначал. Будет оно признано должностным лицом? Нет.

Принадлежность должностного лица по месту работы

Как это не парадоксально звучит, но законодатель применительно к возможности привлечения к уголовной ответственности «определил» возможное место работы или службы должностного лица. Даже как мы помним, соответствующие поправки вносились неоднократно, круг этих мест расширялся.

Важно!

Как нам это пригодится? Дело в том, что если должностное лицо, обладает всем «функционалом», полномочиями, но служит или трудится в «неведомом» для УК РФ месте, то для привлечения к уголовной ответственности оно негодный субъект, к уголовной ответственности данное лицо как должностное привлечь невозможно.

Где же есть должностные лица по мнению УК РФ?

В государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных внебюджетных фондах, в государственных корпорациях, в государственных компаниях, в публично-правовых компаниях, в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, еще не забываем про вооруженные силы РФ, т.е. любые войска, военные подразделения РФ, но не ЧВК.

Не могут признаваться должностными лицами трудящиеся в некоммерческих организациях, например кооперативах, в иностранных фирмах. Ответственность таких лиц за аналогичные деяния наступает по ст. 201 – 204 УК РФ.

Не стоит забывать и об общих признаках субъекта преступления, естественно должностные лица должны ими обладать. Должностное лицо должно быть вменяемым, достичь шестнадцатилетнего возраста привлечения к уголовной ответственности.

Какие должностные преступления предусмотрены в главе 30 УК РФ?

Перейдя по ссылкам ниже, вы можете ознакомиться с каждым составом, получить полноценные развернутые ответы на свои вопросы. Читайте, изучайте! Если вдруг, что маловероятно (если вы не поленитесь прочитать), у вас останутся вопросы — звоните, постараюсь на них ответить, но помните, советы по телефону я даю, но не консультирую. Что такое полноценная консультация можно прочесть перейдя по ссылке.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ (адвокат по злоупотреблению должностными полномочиями)

Признаки субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ

Субъекты преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 285 УК РФ и ч.1 ст. 286 УК РФ и ч.ч. 2 этих же статей УК РФ

Статус должностного лица

Когда должностное лицо — представитель власти

Должностное лицо должно быть законно назначено на должность

Понимание определения должностного лица

Понятие административно-хозяйственных функций должностного лица

Формы организаций, государственных и муниципальных учреждений, должностные лица и служащие которых могут быть привлечены к ответственности за совершение преступлений, посягающих на интересы службы

Глава органа местного самоуправления как должностное лицо

Должностное лицо. Субъект преступления, предусмотренного ст.ст. 285, 286 УК РФ

Наличие функций должностного лица «во времени»

Компетенция должностного лица и злоупотребление полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — состав материальный

Объективная сторона ст. 285 УК РФ

Объект преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286 УК РФ

Видовой и непосредственный объекты злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий

Вред, причиненный злоупотреблением должностными полномочиями или превышением должностных полномочий

Особенности обвинения по ст. 285 и ст. 286 УК РФ

В каких случаях суды выносят «частники» при рассмотрении уголовных дел по обвинению ст.ст. 285, 286 УК РФ?

Понимание умысла, тяжких последствий при квалификации по ч.3 ст. 285 УК РФ

Какой умысел при злоупотреблении должностными полномочиями?

Злоупотребление должностными полномочиями, связанными с осуществлением организационно-распорядительных функций

Злоупотребление должностными полномочиями, связанными с осуществлением административно-хозяйственных функций

Особенности квалификации злоупотребления должностными полномочиями

Преступное бездействие должностного лица

Незаконное действие/бездействие должностного лица

Использование служебных полномочий применительно к ст. 285 УК РФ

Различие в способах нанесения вреда по ст. 285 УК РФ и ст. 286 УК РФ

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями и хищения

Критерии разграничения злоупотребления должностными полномочиями и хищения

Исключения, когда к уголовной ответственности по ст. 285 или ст. 286 УК РФ не привлекут

Законность и незаконность действия/бездействия должностного лица

Что значит интересы службы?

Причинная связь между действием/бездействием должностного лица либо государственного или муниципального служащего при служебном подлоге и наступившими последствиями

Что значит ложно понятые интересы службы?

Должностная инструкция

Что значит нарушение интересов службы?

Каким образом нарушаются интересы службы?

Что значит лицо наделено функциями представителя власти?

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы

Мотив-корыстная или иная личная заинтересованность

Что будет с денежными средствами и ценностями, полученными виновным при совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ?

Исключения, когда к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ или по ст. 286 УК РФ не привлекут

О военнослужащих (должностные лица)

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ)

Состав преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ

Нецелевое расходование бюджетных средств ст.285.1 УК РФ (адвокат по нецелевому расходованию бюджетных средств)

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ)

Состав преступления, предусмотренного ст. 285.2 УК РФ

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов ст. 285.2 УК РФ (адвокат по нецелевому расходованию средств государственных внебюджетных фондов)

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285 .3 УК РФ)

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285 .3 УК РФ)

Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ)

Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ)

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

За что могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ должностное лицо?

Превышение должностных полномочий ст. 286 УК РФ (адвокат по превышению должностных полномочий)

Объективная сторона превышения должностных полномочий

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении должностных полномочий

Убийство при превышении должностных полномочий

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью , повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (при превышении должностных полномочий)

Превышение должностных полномочий сотрудниками полиции

Типичные случаи превышения должностных полномочий

Особенности квалификации, когда речь идет об оружии или спецсредствах

Невыполнение сотрудниками органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ)

Невыполнение сотрудниками органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ)

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287 УК РФ)

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287 УК РФ)

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)

Состав преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности)

Незаконное участие в предпринимательской деятельности ст. 289 УК РФ (адвокат по незаконному участию в предпринимательской деятельности)

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Способ совершения преступления взяткополучателем и взяткодателем

Особенности квалификации (размер, момент окончания преступления)

Важно ли время получения взятки?

Когда взятка есть, а состава преступления нет?

Должностное лицо. Взятка

Особенности задержания взяткополучателя «с поличным»

Задержали. Взятка. Для чего нужен адвокат?

Взятка и заведомо ложный донос

Получение (принятие) взятки – важная часть объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ

Согласие лица на получение взятки при провокации взятки

Что значит незаконное оказание услуг имущественного характера?

Взятка (умысел, мотив, личная заинтересованность)

Ответственность за провокацию взятки и коммерческого подкупа

Что значит незаконные действия/бездействие должностного лица?

Склонение других лиц к совершению незаконных действий (бездействия)

Дополнительная квалификация по ст. 160 УК РФ

Предмет преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ 

Взятка и ОРМ «Оперативный эксперимент»

Взятка передается в рамках ОРМ. Когда преступление считается оконченным? Когда считается покушением?

Покушение на получение взятки

Стадии получения взятки

Преподаватель, руководитель учебного заведения — как должностное лицо

Врач, главврач — как должностное лицо

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ)

Взятка, коммерческий подкуп в составе группы лиц по предварительному сговору либо совершенное организованной группой

Вымогательство взятки либо предмета коммерческого подкупа

Вымогательство взятки. Ответственность

Ответственность за провокацию взятки и коммерческого подкупа

Провокация взятки, коммерческий подкуп либо подкуп в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ)

Провокация взятки (ст. 394 УК РФ)

Особенности квалификации вымогательства взятки (п. «б» ч.5 ст.290 УК РФ)

Критерии разграничения взятки и присвоения либо растраты вверенного имущества

Критерии разграничения взятки и мошенничества

Мошенничество или взятка?

Отличие получения взятки или коммерческого подкупа от мошенничества

Получение взятки. Отличие единичного преступления и совокупности преступлений

Когда получение, дача взятки, а равно незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе считаются оконченным преступлением?

Что может быть взяткой кроме денег?

Оценка стоимости оказанных услуг или выполненных работ (квалификация взятки)

Когда общее покровительство или попустительство по службе является взяткой?

Когда способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению другими лицами действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц является взяткой?

Что значит получение взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица?

Когда получение незаконного вознаграждения должностным лицом считается получением взятки?

«Благодарность» — это взятка?

Отличие взятки от подарка

Что может быть предметом взятки?

Предмет взятки. «В ногу со временем».

Взятка – как приготовление к вымогательству либо как приготовление к воспрепятствованию осуществления правосудия

Незаконное действие (бездействие) и взаимосвязь с ответственностью должностного лица за взятку

Нет выгоды – нет взятки

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Дача взятки ст. 291 УК РФ

Дача взятки (ст. 291 УК РФ). Признаки преступления

Квалифицированные виды дачи взятки

Когда деяние квалифицируется как приготовление на дачу или получение взятки?

Основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности

Если «сдать» взяткополучателя

Как поступить, если требуют взятку?

Освобождение от уголовной ответственности при даче взятки, посредничестве во взятке, коммерческом подкупе

Явка с повинной

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)

Посредничество во взяточничестве ст. 291.1 УК РФ

Признаки состава преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ

Квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ

Посредничество во взяточничестве. Нюансы квалификации

Момент окончания преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ

Посредничество во взяточничестве, совершенное с использованием служебного положения (ч.2 ст. 291.1 УК РФ)

Различие между посредником и взяткополучателем. Особенности квалификации

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ)

Посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 291.1 УК РФ)

Посредничество во взяточничестве, а равно в коммерческом подкупе

Передача взятки должностному лицу по указанию руководителя

Наказание за посредничество во взяточничестве

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ)

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ)

Что значит мелкое взяточничество? (ст. 291.2 УК РФ)

Ужесточение ответственности за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог

Особенности квалификации по ст. 292 УК РФ

Причинная связь между действием/бездействием должностного лица либо государственного или муниципального служащего (при служебном подлоге) и наступившими последствиями

Должностное лицо и подделка официального документа

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ)

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ)

Халатность (ст. 293 УК РФ)

Халатность (ст. 293 УК РФ)

Оценить статью:
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться статьей
Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
error: Content is protected !!