Разграничение злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий

Сначала об общности…

Сначала обратим внимание на общность, а не на разграничение злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. У них единый субъект преступления – должностное лицо.

Оба преступления являются видом управленческих преступлений, совершаются должностным лицом, оба  непосредственно связаны с должностным положением, с выполнением функций представителя власти либо административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, оба преступления посягают на государственную власть, интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, интересы службы в государственных или муниципальных учреждениях либо в государственных корпорациях.

Отличия…

К уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и их превышение привлекают только в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Превышение должностных полномочий – это всегда совершение должностным лицом активных действий. Злоупотребление может быть и виде бездействия.

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий можно рассматривать только как смежные преступления, ни одно из которых не является специальным по отношению к другому.

Даже при совпадении других признаков субъективная сторона превышения должностных полномочий шире по мотиву преступления, чем субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями.

Главное отличие — разница в содержании самого деяния  

Действия должностного лица при злоупотреблении должностными полномочиями не совпадает с содержанием действия должностного лица при превышении должностных полномочий.

Любое злоупотребление должностными полномочиями в форме действия следует рассматривать в качестве специального случая превышения должностных полномочий. Почему?  

Потому что одна из форм превышения (совершение действий, которые могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте) специализирована путем выделения такого признака субъективной стороны преступления, как мотив в виде корыстной или иной личной заинтересованности.

О мотиве…

Конечно же мотив преступления не может служить критерием разграничения злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. Почему?

Потому что как превышение должностных полномочий, так и злоупотребление должностными полномочиями может быть совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.

Например, следователь применяет насилие к подозреваемому, чтобы добиться признания в совершении преступления, заведомо зная, что преступление совершено не им. Мотив может быть в виде «карьерных устремлений», а может быть и для сокрытия факта совершения преступления иным лицом. При любом «раскладе» следователь применил насилие в процессе своей служебной деятельности.

Мотив не влияет на квалификацию преступления. Объективную сторону злоупотребления полномочиями образуют действия незапрещенные, а объективную сторону превышения полномочий запрещенные действия. Под запрещенными действиями подразумеваются не только те, что запрещены, т.е. незаконные, но и те, которые преследуют противоправную цель.

Иные особенности квалификации…

Конечно, и превышение должностных полномочий, и злоупотребление должностными полномочиями действия незаконные. Любое действие должностного лица, совершаемое вопреки интересам службы, является незаконным.

Для квалификации важна «явность». Явность выхода за пределы полномочий относится к характеристике вины и свидетельствует о том, что должностное лицо со всей очевидностью осознавало, что не обладает полномочиями на совершение тех действий, которые совершает.

При злоупотреблении должностными полномочиями виновный также явно должен сознавать, что использует предоставленные ему полномочия, нарушая правовые предписания по их использованию.

Последствиями как злоупотребления должностными полномочиями, так и превышения должностных полномочий может быть любой вред, причиняемый правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Значимость благ, которым причиняется вред не может служить критерием разграничения двух преступлений.

Степень общественной опасности деяния нашло отражение в квалифицированных видах злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий.  И злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий является злоупотреблением властью.

О превышении власти…

Возможно разграничение превышения власти, связанное с нарушением закона, и превышение власти как действие, вне пределов власти.  Это может быть критерием разграничения этих преступлений. Что значит превысить власть?

Это значит совершить действия, которые правомочна совершить высшая должностная инстанция или должностное лицо либо для совершения которых нужен особый акт, предоставляющий эти полномочия.

При превышении власти действия явно выходят за пределы предоставленных должностному лицу прав и полномочий. Это значит, что должностное лицо совершает действия, не входящие в его полномочия.

Превышение — это нарушение в юридических основаниях осуществления управленческих функций, а злоупотребление – это нарушение правовых форм и содержания выполняемых управленческих функций.

Оценить статью:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться статьей
Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
error: Content is protected !!