Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ)

Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ) – относительно новая статья УК РФ, которая была в него включена в 2017 году.

Под этим преступлением понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если оно совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

До 2024 года эта статья УК РФ казалась «мертвой страшилкой», но привлечение к уголовной ответственности ряда высокопоставленных должностных лиц изменило отношение к ней.

Это преступление посягает на общественные отношения, регулирующие деятельность государства в сфере оборонного заказа, на нашу безопасность, именно поэтому оно имеет высокую степень общественной опасности. Правда, если посмотреть на санкцию статьи (возможное наказание за это преступление), то «шаблон рвется», так как наказание за это преступление предусмотрено «символическое». Мнение мое, на истину в последней инстанции не претендую.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285.4 УК РФ

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285.4 УК РФ — это действия либо бездействие должностного лица, которое используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы существенно нарушило охраняемые законом интересы общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, чем причинило ущерб в виде наступления общественно опасных последствий.

Для раскрытия признаков преступления нужно проштудировать ФЗ № 275 от 29.12.2012 года «О государственном оборонном заказе». Исходя из него можно уже не ошибиться с деянием, т.е. преступным действием/бездействием, предусмотренным объективной стороной данного преступления.

Пройдемся «галопом» по основным моментам для общего понимания. В данном законе «расписаны» права и обязанности должностных лиц в этой сфере. Например, там указаны права госзаказчика.

Госзаказчик имеет право:

1. Направлять в различные, можно сказать любые организации запросы о предоставлении ему информации на потенциальных контрагентов, на граждан. Причем ему должны раскрыть банковскую, служебную, коммерческую тайны, любые персональные данные. Его обязанность -хранить эту информацию законным образом. За ее разглашение госзаказчик будет привлечен к ответственности.

2. Он имеет право на увеличение объёма средств из госбюджета при определенных условиях.

Госзаказчик обязан:

1. Разработать документацию по госзаказу.

2. Разместить госзаказ, сформировать начальную и максимальную цену, провести процедуру определения исполнителя.

3. Заключить госконтракт, обеспечить финансирование, контроль за исполнением госзаказа исполнителем.

4. Обеспечить надлежащую приемку работ по госзаказу, в т.ч. провести испытания, утвердить техдокументацию, соответствующий учет.

Исполнитель имеет право:

1. Запрашивать у госзаказчика и иных исполнителей информацию. За разглашение гостайны ответственное должностное лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

2. Заключать, исполнять госконтракт на определенных условиях.

3. Получать вознаграждение за исполнение госконтракта.

Исполнитель обязан:

1. Определить порядок производства работ, обосновать их стоимость, исполнить условия госконтракта.

2. Уведомить о госконтракте иных исполнителей заранее, заключить договор с указанным банком, открыть отдельные счета, включить идентификатор госконтракт в договора с иными исполнителями, соблюдать режим использования отдельного счета, вести различные реестры, учеты, предоставлять информацию и т.д.

Это полномочия в «общих чертах», обычно преступление, предусмотренное ст. 285.4 УК РФ подразумевает одно действие – необоснованное повышение цены на продукцию по госзаказу с последующим получением «отката».

Состав преступления материальный, моментом окончания признается момент наступления общественно опасных последствий. Минимальный размер средств, украденных из госбюджета, для привлечения к уголовной ответственности по данной статье должен быть не менее полутора миллионов рублей.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285.4 УК РФ

Субъект данного преступления специальный – должностное лицо, как госзаказчика, так и исполнителя госзаказа. Умысел может быть как прямой, так и косвенный. Обязательно наличие корысти или иной личной заинтересованности.

Что значит иная личная заинтересованность?

Это значит, что должностное лицо действовало вопреки интересам службы из побуждений личного характера. Например, из соображений карьеризма, «по дружбе», из мести, зависти, протекционизма и т.д.

Личная заинтересованность может проявляться в отношении любых лиц, как близких, так даже и в отношении незнакомых лиц. Например, должностное лицо могут попросить знакомые оказать подобное «содействие» незнакомому ему лицу.

Иная личная заинтересованность мотивирует должностное лицо получить выгоду неимущественного характера. Типичный пример – из карьерного роста.

Что значит корыстная заинтересованность?

Тут все просто. Это стремление получить имущественную выгоду незаконным путем. И это не обязательно деньги, возможно и иное имущество, и услуги, и даже возможность уклонения от какой-либо обязанности.

Данное преступление относится к категории тяжких. Квалифицированный состав – совершение данного преступления организованной группой и наступление тяжких последствий.

Оценить статью:
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться статьей
Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
error: Content is protected !!