Законность и незаконность действия/бездействия должностного лица определяется по следующим критериям…
- Имеет ли должностное лицо полномочия на принятие решения или совершение действия.
- Соблюден ли порядок принятия решения, совершения действия, когда определенные установлены требования. Например, форма, сроки, основания, процедура и т. п..
- Соответствует ли содержание оспариваемого решения, действия требованиям закона или иного нормативного акта, регулирующего данные правоотношения.
Любое нарушение из вышеперечисленных критериев является основанием признания действия/бездействия должностного лица незаконным.
Безусловно, отсутствие у должностного лица полномочий на совершение действия, даже в том случае, если соблюден порядок принятия решения, совершения действия и содержание действия соответствует требованиям закона, по существу, является основанием признания этого действия незаконным.
Что это значит? То, что должностное лицо выходит за пределы всей совокупности имеющихся у него полномочий.
Второй и третий критерии признания действий должностного лица незаконными требуют исследования правовых предписаний, предъявляемых к порядку совершения определенного действия и соответствия содержания действия закону по существу.
Когда должностное лицо нарушило правовые требования, предъявляемые к использованию конкретного полномочия, то оно злоупотребило должностными полномочиями.