Зачастую при «закреплении» получения взятки операми проводится ОРМ «Оперативный эксперимент». ОРМ — это оперативно — розыскное мероприятие. Деятельность (оперативно – розыскная) оперативников регламентирована ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Именно этим законом предусмотрены основания и порядок проведения ОРМ.
Основания проведения ОРМ
Должны быть основания его проведения, должна быть соблюдена законность. Какие возможны основания проведения ОРМ? Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно — розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 7 вышеупомянутого закона).
Цель проведения ОРМ
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления (ст.8 вышеупомянутого закона).
Как бывает в жизни?
Приходит гражданин «в органы», сообщает, что некое должностное лицо вымогает у него взятку. Оперативники проводят ОРМ «Оперативный эксперимент». Взяткополучателя «берут с поличным». Тут вопросов к операм нет. Все законно.
Как «иногда» бывает в жизни?
Решил кто – то «расправится» с неугодным должностным лицом. Оперативники, по «устному» приказу руководства, подыскивают провокатора. Он склоняет должностное лицо к получению взятки, а если должностное лицо отказывается, то предмет взятки подбрасывается ему.
Сообщение о преступлении, рапорта, постановление о проведении ОРМ оформляются «задним числом», сразу после задержания должностного лица и изъятия у него предмета взятки. Тут опера конечно же действуют неправомерно. Но как правило, их к ответственности никогда не привлекают, иначе они больше никогда не исполняли бы подобные «просьбы» руководства.
«На потоке»
Во многих ведомствах существуют УСБ (управления собственной безопасности), которые без всяких оснований проводят «на потоке» подобные провокации (на практике не признается провокацией взятки, якобы никто никого не склонял, взяткополучатель сам потребовал) в отношении сотрудников своего ведомства.
В случае если спровоцированный сотрудник взятку берет, то руководство решает, «принести его в жертву статистики борьбы с коррупцией» либо оставить в «управляемом резерве».
Подобная практика распространена в МВД, например, сотрудник УСБ совершает нарушение ПДД «перед носом у инспектора», затем уговаривает его взять взятку за непривлечение его к уголовной ответственности. Инспектора в момент передачи денег задерживают.
Что вменяют? Инспектору в зависимости от обстоятельств, оконченный состав либо покушение на совершение преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.
Провокатор не считается провокатором?
Сотрудника УСБ не признают подстрекателем взятки, не признают провокатором. Для «страховки», чтобы обвинение инспектора «устояло» он пишет в рапорте, затем дает показания, что инспектор сам ему предложил дать взятку, потребовал ее передать даже.
Лично я считаю, что если оперативник провоцирует инспектора ГИБДД, то он подлежит привлечению к ответственности по ст. 286 УК РФ. Сотрудник УСБ ложно понимает цели и задачи своей деятельности, его действия явно выходят за пределы его полномочий. Но это лишь мое мнение…
ВС РФ разъясняет, что результаты ОРМ могут быть доказательствами, если они получены законно и свидетельствуют о наличии у лица умысла на получение или дачу взятки либо предмета коммерческого подкупа, а равно на совершение посреднических действий. При этом умысел на получение взятки должен сформироваться независимо от действий сотрудников органов, осуществляющих ОРД.