Участие специалиста при производстве ОРД

Что такое ОРД (оперативно-розыскная деятельность)?

Это проведение негласных мероприятий для борьбы с преступностью, выявлению преступлений. Задачи ОРД разные. Участие специалиста в проведении оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД.

Оперативники, осуществляющие ОРД, решают возложенные на нее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий), при этом они могут использовать специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями на гласной и негласной основе.

Порядок действий

Понятно, что оперативники сначала оценивают поступившую к ним первичную информацию и только потом принимают решение на проведение конкретных ОРМ.  Затем они определяют продолжительность конкретного ОРМ, место, роль и пределы участия при его проведении иных субъектов, в том числе и специалистов, финансовые и иные материальные затраты.

После этого оперативники получают разрешение на проведение ОРМ. Бывает, что следователь своим постановлением поручает проведение ОРМ. Сам оперативник может принять решение о проведении лишь некоторых ОРМ. Например, он может принять решение о наведении справок.

Важна необходимость и обоснованность принятых решений на проведение ОРМ. Указания о проведении ОРМ, в том числе и с привлечением специалиста, может дать следователь, руководитель органа, осуществляющего ОРД, и даже прокурор в порядке надзора за ОРД.

Поручение, постановление, судебное решение

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь вправе дать письменное отдельное поручение органу дознания о проведении ОРМ. Указания прокурора или поручения следователя не должны касаться места, времени проведения мероприятий, а также и привлечения специалиста. Все эти вопросы руководитель оперативного подразделения, на чье имя поступило это указание или поручение следователя, решает самостоятельно.

Некоторые ОРМ допускается проводить только на основании судебного решения. Суд может либо не разрешить, либо разрешить проведение ОРМ, а также он вправе запрашивать дополнительные сведения об объекте мероприятия, запрещать, продлевать проведение, а в дальнейшем признавать результаты их проведения в качестве судебных доказательств.

В системе органов, осуществляющих ОРД, функционирует ряд вспомогательных подразделений — ЭКЦ, оперативно-технические (ОТМ), подразделения документальных проверок и ревизий (ДПиР). Их специалисты используются в выявлении и раскрытии экономических и налоговых преступлений.

Эти специалисты обладают специальными знаниями, умениями и навыками в проведении отдельных мероприятий, специальной технической оснащенностью. При выполнении ряда мероприятий они являются непосредственными исполнителями заданий инициатора. Иными словами, являются субъектами таких мероприятий.

Есть и «гражданские» специалисты, которые оказывают помощь при проведении ОРМ. С ними как правило заключается контракт с выплатой денежного вознаграждения за оказанные услуги. Такими специалистами на «денежной основе» не могут быть депутаты, судьи, прокуроры, адвокатов, священнослужители и полномочные представители, официально зарегистрированных религиозных объединений.

Специалист может участвовать в проведении ОРМ как гласно, так и негласно. При негласном ОРМ специалист должен сохранить в тайне свое участие в нем, но в последующем не возражать выступить в качестве свидетеля по уголовному делу.

Особенности

  1. ОРД осуществляется вне уголовно-процессуальных форм.
  2. Фактические данные, полученные в результате применения этих знаний, могут стать доказательствами только после их законного оформления и признания таковыми.
  3. Участие специалиста не обязательно должно быть реализовано в рамках уголовного процесса, его использование может ограничиться решением оперативно-розыскной задачи.
  4. Каких-либо ограничений для привлечения специалиста в проведении ОРМ нет.

Организационные формы привлечения специальных знаний

  1. Консультативная, справочная деятельность сведущих лиц.
  2. Производство исследований материальных объектов.
  3. Оказание технической помощи оперативным работникам в проведении ОРМ.
  4. Производство ревизий и аудиторских проверок.

Задачи при проведении ОРМ

  1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
  2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.
  3. Добывание информации о событиях или действиях/бездействии, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
  4. Установление имущества, подлежащего конфискации.
  5. Подтверждение достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Решение вышеуказанных задач достигается различными методами. Специалисты участвуют в производстве таких ОРМ, как например, «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», «Сбор образцов для сравнительного исследования», «Исследование предметов и документов» и некоторых других.

Без участия специалиста «проблематично» произвести сбор образцов, исследование оружия, крови, документов. В этом случае оперативник выступает только как инициатор, непосредственным исполнителем является специалист, проводящий исследование.

Специалист может помочь следователю в установлении имущества, подлежащего конфискации, а также установление размера материального ущерба, в создании доказательственной базы еще до возбуждения уголовного дела на уровне проведения ОРМ.

Основания проведения ОРМ, определенные в ст.7 Закона об ОРД

  1. Наличие возбужденного уголовного дела по факту неочевидного преступления.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
  3. Поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
  4. Исполнение запросов других органов, осуществляющих ОРД, а также запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ и соглашениями о правовой помощи.
  5. Принятие мер в целях обеспечения государственной защиты и безопасности лиц, указанных в Федеральных законах «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
  6. Необходимость сбора данных, характеризующих отдельные категории граждан и необходимые для принятия определенных решений.

О каких решениях идет речь выше (п.6 оснований проведения ОРМ)?

  1. Решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. Решений о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
  3. Решений о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
  4. Решений об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  5. Решений по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  6. Решений о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
  7. Решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом РФ (п. 7 ст. 7 Закона об ОРД).

Что запрещается специалисту, участвующему в производстве ОРМ?

  1. Разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  2. Подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий.
  3. Фальсифицировать результаты исследований.

Итак, определимся, что для проведения ОРМ должно быть основание, предусмотренное в ст.6 Закона об ОРД. Закон предусматривает проведение четырнадцать возможных ОРМ, перечень их исчерпывающий, но постоянно изменяющийся.

Оценить статью:
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться статьей
Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
error: Content is protected !!