Хотите знать особенности назначения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних (СПЭН)? Читайте, изучайте!
Понятно, что судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (СПЭН) проводится в соответствии с УПК РФ, иных нормативных актов, однако ее проведение обусловлено множество особенностей.
Их множество, и в методологии исследования ив диагностике психических расстройств, и даже в квалификации экспертов.
Задача экспертизы
Главная задача любой судебно-психиатрической экспертизы, в том числе и несовершеннолетних — правильная квалификация психического состояния. В выводах экспертов будет отражены установленные у испытуемого обнаруженные психические расстройства, патологии. Особенности в возрастной специфике подростковой психики, которая отличается от психики взрослого.
Участие в процессе иных лиц
При расследовании уголовных дел, при рассмотрении их судом всегда участвуют законные представители несовершеннолетних участников процесса. Это родители, опекуны, попечители. Конечно, обязательно участие защитника. Все эти лица должны защищать права несовершеннолетнего.
При допросе несовершеннолетнего (не достигшего 16-летнего возраста) может присутствовать педагог, которого скорее всего допустит к участию и следователь и суд. Бывают случаи недопуска, отказа в ходатайстве защитника? Да, но оно должно быть мотивированным, почему лицо, принимающее решение считает невозможным участие педагога, чем он «помешает».
Зрелость либо незрелость
Так как производство судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних (СПЭН) для самих несовершеннолетних по сути является стрессом, то предъявляются более строгие критерии к обоснованности назначения экспертизы, выбору ее вида, квалификации экспертов, использованию методов исследования, диагностики. Психика несовершеннолетнего при производстве экспертизы не должна пострадать!
Хотя по закону совершеннолетними считаются лица, достигшие 18 лет, но возраст привлечения к уголовной ответственности разный. Обычно – это 16-летний возраст, но за совершение некоторых тяжких и особо тяжких преступлений возраст привлечения к уголовной ответственности – 14 лет. Несовершеннолетние возрастом 14–18 лет являются ограниченно дееспособными.
Все зависит от естественной возрастной психической и социальной зрелости либо незрелости. Этот фактор определяет способность в полной мере осознавать законодательство, правила поведения, запреты в обществе, мотивировать свои поступки, прогнозировать их последствия.
В случае совершения несовершеннолетним преступления, характеризующегося небольшой общественной опасностью, ему может быть назначено не наказание, а лишь принудительные меры воспитательного характера. Например, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
Зрелость или наоборот, незрелость, зависит не только от соотношения уровня психического развития и установленного в законе возраста, с которого привлекают к уголовной ответственности. На определение влияет наличие либо отсутствие психических заболеваний у несовершеннолетнего.
Отставание в психическом развитии
Если у несовершеннолетнего возрастом 14-16 лет имеет место отставание в психическом развитии, то он не подлежит привлечению к уголовной ответственности. Но отставание отставанию рознь. Речь только о том отставании, которое определяет неспособность в полной мере осознавать общественно опасный характер своих действий и руководить ими.
Тут полная аналогия с вменяемостью и невменяемостью, разница лишь в том, что фактическую невменяемость, не важно психически здорового или нет несовершеннолетнего, «подменяют» констатацией в отставании в психическом развитии.
Это правильно, что закон при определении возможности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего указывает, что необходимо руководствоваться не только формальным достижением несовершеннолетнего определенного возраста, но и состоянием его психического развития.
Жаль только, что в ст. 20 УК РФ, термин (отставание в развитии, не связанное с психическим расстройством) не конкретизирован, например, психическими расстройствами и т.д., установление отставания, степень отставания, является субъективным выводом экспертов, а люди как известно могут и ошибаться.
Соответствие же между физическим и психическим уровнями развития наблюдается далеко не всегда. Отсутствие понятных критериев, методик исследования порождает зачастую ответ психологов-экспертов о том, что установить отставание в развитии не представляется возможным, что означает, что эксперт не может дать ответ есть оно или нет, а уж тем более в чем выражается, мог ли несовершеннолетний осознавать, руководить и т.д.
Замедленное психическое развитие несовершеннолетнего может быть выражено в инфантилизме. Особенность психики любого несовершеннолетнего – мотивация поступков, которая кардинально отличается от мотивации взрослого человека.
Назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы
Именно в связи с трудностями, указанными выше, установления наличия отставания в развитии несовершеннолетнего проводят комплексную судебной психолого-психиатрическую экспертизу с участием еще и психолога, желательно «детского».
Когда сразу подобную экспертизу не назначают, «щадя» психику несовершеннолетнего, сначала проводят судебно-психиатрическое освидетельствование, и уж только после, если действительно есть необходимость, назначают производство дополнительной судебно-психологической экспертизы.
Возрастные особенности психических расстройств несовершеннолетних
До совершеннолетия, так принято считать, идет процесс формирования личности. Он определен как период бурного психоэндокринного созревания (пубертатный период с 12 до 18 лет).
Именно в пубертатный период начинаются или обостряются хронические психические болезни, возникают декомпенсации ранних резидуально-органических состояний, происходит бурное формирование психопатий и психопатоподобных состояний, учащение психогенных реакций, начинаются психогенные и невротические развития личности, выявляются эпилепсия и прочее.
Две фазы пубертатного периода
- Негативная, от 12–15 лет, которая характеризуется дезорганизацией, выраженной в психической нестабильности.
- Позитивная, от 16–18 лет, которая характеризуется стабилизацией и гармонизацией.
В случае выявления патологии может происходить смещение фаз во времени, может нарушаться темп, массивность, выраженность подростковых психологических проявлений. При патологии клиническая характеристика каждой из фаз и их длительность, значительно изменяются.
Негативная фаза может продолжаться и после достижения лицом 18-летнего возраста. При патологическом протекании негативной фазы значительно усиливается риск антиобщественного поведения, совершения преступлений.
Это фаза — наиболее важный период для формирования адаптационных способностей, в этот момент могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания. Например, шизофрения, эпилепсия и т.д.
Девиантное протекание пубертатного периода и является патологией. Речь о психологическом кризе созревания, о дисгармоническом пубертатном кризе, о патологическом пубертатном кризе.
Психологический криз созревания
Он исчерпывается только количественным усилением присущих этому возрасту психологических особенностей и противоречий. Также он отличается парциальностью отклонений, диспропорциями психического созревания.
Дисгармонический пубертатный криз
Он исчерпывается личностными нарушениями по психопатическому и психопатоподобному типам. Психологический криз созревания выражен более значительно, как и нарушения поведения (вплоть до делинквентных форм), и личностные (патохарактерологические, психопатические) реакции, и социальнаядезадаптация.
Патологический пубертатный криз
Он включает психические расстройства личностного регистра в виде пубертатной психопатологии
(патологические фантазии, пубертатная астения, сверхценные образования, невротические и неврозоподобные синдромы, аффективные нарушения, расстройства влечений, гебоидные состояния).
Выделение состояний, протекающих как патологический пубертатный криз, принципиально важно и для более полного понимания возрастной динамики разных нозологических форм, и для уточнения роли пубертатного криза в генезе психических расстройств, и для более адекватной и полной систематики пубертатной психопатологии, и для решения правовых вопросов.
Амбулаторка или стационар?
Как правило, сначала проводится освидетельствование, затем амбулаторная экспертиза. Но зачастую эксперты не могут в рамках проведения амбулаторной экспертизы дать категоричные ответы на вопросы.
Поэтому предпочтительнее проведение стационарной экспертизы так как при ее производстве у экспертов в распоряжении более полные сведения о несовершеннолетнем, о перенесенных им в ранее заболеваниях и травмах головного мозга, о фактах его неправильного поведения в прошлом, о динамике его состояния к периоду обследования.