Что значит присвоение полномочий должностного лица? Кого могут привлечь к ответственности по ст. 288 УК РФ?
Остап Бендер «отдыхает», помните, как он обмерял витрины, инспектировал приют, «козыряя» красной книжкой (которая была футляром с зеркалом, но отнюдь не удостоверением) в кармане, изображая из себя некое должностное лицо «обремененное» полномочиями?
Преступление, предусмотренное ст. 288 УК РФ предполагает присвоение полномочий должностного лица и совершение, в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, не должностным лицом, а государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом.
Да, Ося был прав, он чтил уголовный кодекс, не нарушал его, его нельзя привлечь к ответственности ни по ст. 288 УК РФ, он же не «служащий», а простой «босяк», да и по ст. 159 УК РФ его не привлечь, никаких действий «по изъятию» он не совершал, добрые люди ему сами предлагали свое имущество, он ни коем образом их не обманывал и не вводил в заблуждение.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ
Тут два фактора. Первый. Присвоение полномочий должностного лица. Второй. Совершение в связи с этим присвоением действий, которые входят в полномочия должностного лица. Оба фактора должны присутствовать, ибо если присутствует только один, то состав преступления отсутствует.
Например, некое лицо решило «произвести впечатление» на окружающих, представившись им влиятельным человеком, должностным лицом «высокого ранга». И что? Судить этого закомплексованного неудачника по ст. 288 УК РФ? Конечно же нет.
Но если это некое лицо еще и совершит действия, которые в полномочиях было совершить должностное лицо «высокого ранга», то тогда его привлекут к ответственности, предусмотренной ст. 288 УК РФ.
Если виновный при совершении преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ, предъявляет подложное удостоверение, то оно будет кроме ст. 288 УК РФ еще и по совокупности преступлений привлечено к ответственности по ч.3 ст. 327 УК РФ (если сам его изготовил), а при изготовлении подложного приказа, имеющего юридические последствия, еще и по ст. 292 УК РФ.
Когда должностное лицо «активно» присвоило полномочия другого должностного лица (совершило действия, явно выходящие за пределы своих полномочий), то оно будет привлечено к ответственности не по ст. 288 УК РФ, а по ст. 286 УК РФ.
Если лицо выдает себя за должностное лицо только с целью получения взятки, за действия, которое оно якобы обещает совершить в пользу взяткодателя, то оно будет привлечено либо за мошенничество по ст. 159 УК РФ, либо за подстрекательство к даче взятки по ч.4 ст. 33, ст. 291 УК РФ.
Состав преступления, предусмотренного в ст. 287 УК РФ материальный. Это значит, что без наступления предусмотренных законодателем последствий преступление считается не совершенным. Более того, между действиями виновного и наступлением последствий должна быть установлена причинно-следственная связь.
Нужно всегда помнить, что если общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций не наступили, то об обвинении по ст. 288 УК РФ говорить не приходится. Тут, конечно, мы снова «упираемся» в оценочное понятие, говоря о существенности.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ предусматривает умышленное присвоение полномочий должностного лица. Это значит, что виновный понимает, что действует неправомерно, что он присваивает полномочия должностного лица, чего конечно же не должен делать, что совершает общественно опасные действия, предвидит возможность наступления последствий.
При прямом умысле виновный желает наступления этих последствий, а при косвенном умысле относится к наступлению этих последствий безразлично. Вот и вся разница в умысле.
Мотив и цель совершения преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ на квалификацию не влияют.
Кто может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ?
Понятно, что это должно быть вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Но «заковыка» в том, что общих признаков субъектности тут недостаточно. К уголовной ответственности по ст. 288 УК РФ могут привлечь только «государева человека».
Варианта три. Это либо госслужащий федерального «масштаба», либо госслужащий субъекта РФ, либо муниципальный служащий, т.е. органа местного самоуправления. Лицо должно быть не просто госслужащим, а должностным лицом.
В определении должностного лица многие путаются, понятно, что примечания к ст. 285 УК РФ для полного раскрытия этого понятия недостаточно, необходимо досконально изучить полномочия этого лица, правильно определить его организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Зачастую это не по силам даже лицам, «одухотворенным» юридическим образованием.
Но с определением понятия госслужащего все намного проще. Определение дано в ст. 10 ФЗ от 27.05.2003 года №58 – ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Сказать проще, это тот, кто назначен на госдолжность и получает за свою работу денежное вознаграждение от государства. Существуют реестры госслужащих, в том числе и субъектов РФ, ошибиться трудно.
С муниципальном служащим аналогичная ситуация. Как ни странно, но также ст.10, но уже ФЗ от 02.03.2007 года №25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дается исчерпывающее определение.
Это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами и федеральным законодательством свои обязанности на муниципальной должности, денежное вознаграждение которому выплачивается из муниципального бюджета.
Госслужащими являются и работники, сотрудники различных правоохранительных органов. И военные, словом, те, кто перечислен в ст. 7 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Следует понимать, что любой государственный либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 УК РФ.