Правовой статус сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний

Интересует правовой статус сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний? Читайте!

Письмом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 сентября 2011 г. N 7-18004-02
утверждены методические рекомендации о порядке применения сотрудниками уголовно — исполнительной системы общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885, на практике.

Сотрудник УИС обязан исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов. Целью добросовестного и высокопрофессионального исполнения сотрудником УИС своих должностных обязанностей является обеспечение эффективной работы того органа или учреждения УИС, в котором сотрудник проходит службу, что способствует обеспечению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы в целом.

Согласно Положения о службе сотрудник УИС:

выполняет обязанности в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, Положением и индивидуальным контрактом о службе в УИС;

при получении приказа или указания, явно противоречащего закону, принимает меры к исполнению закона;

за противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (уголовную, административную и дисциплинарную).

Привлечение сотрудников УИС к дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии со статьей 39 Положения о службе и разделом 13 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2005 года N 76.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на сотрудников УИС помимо непосредственного исполнения ими своих должностных обязанностей возлагаются и иные служебные обязанности, не зависящие от занимаемой сотрудником должности, места его нахождения (в пределах территории Российской Федерации), времени суток и состоящие в том, чтобы в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.

В целях определения служебного соответствия сотрудника УИС предъявляемым требованиям, в том числе в части, касающейся его профессионального уровня, проводится аттестация. Периодичность и порядок проведения аттестации сотрудников УИС регламентированы статьей 17 Положения о службе и разделом 9 Инструкции о порядке применения Положения о службе.

Сотрудник УИС обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих.

Сотрудник УИС обязан осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего органа (учреждения) уголовно — исполнительной системы. Под полномочиями ФСИН России (как федерального органа исполнительной власти) понимаются его права и обязанности по осуществлению конкретной функции в установленной сфере деятельности, когда такая функция предусмотрена федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а под компетенцией — совокупность указанных полномочий.

Полномочия ФСИН России перечислены в пункте 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314.

Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Основные функции территориальных органов ФСИН России по субъектам Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органа, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и изложены в Положениях об этих территориальных органах, утверждаемых соответствующими приказами ФСИН России.

Обязанности и права учреждений, исполняющих наказания, закреплены в статьях 13 и 14 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в уставах этих учреждений.

Сотрудник УИС, обеспечивая своей служебной деятельностью реализацию компетенции ФСИН России, должен четко знать функции ФСИН России, того территориального органа или учреждения, где он проходит службу, свои должностные обязанности и правильно их понимать, строго руководствоваться ими в своей служебной деятельности, соблюдать установленные нормативными правовыми актами процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, регламенты и др.).

Руководители органов (учреждений) УИС и их структурных подразделений в целях реализации данного принципа следует исходить из того, что:

необходимо рационально распределять полномочия между структурными подразделениями, а также отдельными сотрудниками;

эффективным способом выявления фактов нарушения сотрудниками УИС установленных правил и процедур является систематический анализ обращений осужденных и иных граждан, поступающих в органы и учреждения УИС;

осуществление деятельности в пределах полномочий соответствующего органа (учреждения) УИС обеспечивается также проведением правовой экспертизы проектов локальных нормативных и распорядительных правовых актов.

Сотрудник УИС не вправе оказывать предпочтения каким — либо профессиональным или социальным группам и организациям, обязан быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором получил правовую регламентацию данный принцип, сотрудник УИС не должен оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

Сотрудник УИС обязан исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. В целях его соблюдения сотрудник УИС не должен получать никаких выгод имущественного и/или неимущественного характера, не предусмотренных законом, допускать в своих действиях какую-либо возможность возникновения коллизии (столкновения) его личных интересов со служебными обязанностями.

При определении целесообразности совершения тех или иных действий (воздержания от этих действий) сотрудник УИС должен отграничивать личные мотивы от мотивов, обусловленных служебной необходимостью.

Сотрудник УИС обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на сотрудника УИС возложена обязанность уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение сотрудником УИС данной служебной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с прохождением службы сотруднику УИС, в частности, запрещается:

осуществлять предпринимательскую деятельность;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально — технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Другие запреты, помимо названных, перечислены в статье 10 Положения о службе и в статье 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Виновное неисполнение сотрудником УИС указанных запретов является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Статьей 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены требования к служебному поведению, законодательно закрепляющие большинство утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 общих принципов служебного поведения государственных служащих.

Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 8) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 20) закреплена обязанность сотрудника УИС представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Порядок представления указанных сведений установлен Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 и конкретизирован приказами ФСИН России от 31 августа 2009 года N 372 и от 7 декабря 2009 года N 478.

Наложение ограничений на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, при заключении ими трудового договора, регламентированы статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Сотрудник УИС обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений. Сотрудник УИС обязан соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.

В соответствии со статьей 18 (пункт 8 части 1) Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сотрудник УИС не вправе совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Для этого сотрудник УИС обязан, во-первых, безусловно, соблюдать рассматриваемый принцип служебного поведения, то есть не допускать нарушения норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, а, во-вторых, при возникновении различных, в том числе нестандартных, жизненных ситуаций в своем поведении стараться всегда придерживаться общепризнанных нравственных и этических норм.

Сотрудник УИС обязан проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами. Проявление корректности предполагает вежливое (соблюдение общепринятых правил приличия), тактичное и доброжелательное отношение ко всем окружающим (начальникам, подчиненным, другим сослуживцам, осужденным и иным гражданам).

Сотрудник УИС обязан проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Сотрудник УИС обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету соответствующего органа (учреждения) уголовно — исполнительной системы.

Сотрудник УИС обязан воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Сотрудник УИС обязан соблюдать установленные в ФСИН России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Сотрудник УИС обязан уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органов и учреждений уголовно — исполнительной системы, а также оказывать содействие в получении достоверной информации.

Статьями 38-40 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» предусмотрено, что:

государственные органы, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах;

редакция имеет право запрашивать (в устной и письменной формах) информацию о деятельности государственных органов, организаций и их должностных лиц. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители государственных органов, организаций, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции;

отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

В соответствии со статьями 6, 7 и 9 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ:

доступ к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться ими, в частности, посредством обнародования (опубликования) информации о своей деятельности в средствах массовой информации; размещением информации о своей деятельности в сети Интернет, а также в помещениях, занимаемых государственными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

информация о деятельности государственных органов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа;

государственные органы в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, права и обязанности которых устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Одной из мер по предупреждению коррупции является проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сотрудниками УИС, а также соблюдения ими законодательно установленных ограничений, запретов и требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, осуществляемая уполномоченным структурным подразделением ФСИН России, соответствующего территориального органа ФСИН России или учреждения уголовно-исполнительной системы.

Такая проверка производится на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 в соответствии с приказом ФСИН России от 7 декабря 2009 года N 478. К числу мер по предупреждению коррупции следует отнести также и деятельность по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Оценить статью:
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться статьей
Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
error: Content is protected !!