ПП ВС РФ от 22.12.2022 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре».

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснение по делам, связанным с несоблюдением ограничений в рамках административного надзора.

Он устранил спорные вопросы правоприменительной практики в сфере борьбы с административными правонарушениями, связанными с несоблюдением административных ограничений, определил территориальную подсудность в случаях неявки поднадзорного лица в органы внутренних дел для регистрации, а также в случаях нарушения им запрета приходить в определенные места или покидать определенную территорию.

В п. 1 установил, что несоблюдение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, в отношении которого осуществляется административный надзор, установленных судом административных ограничений влечет предусмотренную законом ответственность.

В п. 2 указал, что дела об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных судом, рассматриваются мировыми судьями, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. В нем же указал, когда рассмотрением соответствующих дел занимаются сотрудники полиции.

В п. 3 указал, в чем выражается несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных судом.

В п. 4 указал, что повторное нарушение таким лицом в течение одного года со дня вступления в законную силу постановления о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ образует объективную сторону состава административного правонарушения. Указал, что в случае допущения поднадзорным лицом, подвергнутым административному наказанию по ч. 1 или ч. 3 ст. 19.24 Кодекса, несоблюдения административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре…», по истечении указанного годичного срока действия (бездействие) такого лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24.

В п. 5 разъяснил, что при квалификации действий (бездействия) поднадзорного лица, когда оно, будучи привлеченным к административной ответственности по ч. 1 либо ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, было осуждено по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, после чего снова допустило несоблюдение административного ограничения при отсутствии в его действиях (бездействии) признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, учитываются факт вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по соответствующей части ст. 19.24 КоАП РФ не ранее одного года до дня совершения нового административного правонарушения и отсутствие в деянии признаков состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ.

В п. 6 уточнил, что следует проверять при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 1 или 3 ст. 19.24 КоАП.

В п. 7 указал, что прекращение административного надзора, за исключением случаев вступления в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим либо смерти поднадзорного лица, не служит основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращения производства по делу, если административное правонарушение, предусмотренное соответствующей частью ст. 19.24 КоАП РФ, совершено лицом в период его нахождения под административным надзором и срок давности привлечения к административной ответственности не истек, а также отсутствуют иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В п. 9 указал, что каждый выявленный случай несоблюдения поднадзорным лицом административного ограничения в виде запрещения пребывания в определенный период вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, квалифицируется как самостоятельный состав административного правонарушения.

В п. 10 разъяснил, что соблюдение поднадзорным лицом установленного ему административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации предполагает его прибытие в вышеуказанный орган согласно утвержденному графику, доведенному до его сведения. Каждая неявка поднадзорного лица для регистрации в ОВД должна квалифицироваться как самостоятельное административное правонарушение с вынесением отдельного постановления по делу.

В п.11 указал. что если одним действием (бездействием) поднадзорным лицом допускается нарушение нескольких административных ограничений, содеянное квалифицируется как одно административное правонарушение.

В п. 12 разъяснил, что причины несоблюдения поднадзорным лицом административного ограничения выявляются при рассмотрении дел в рамках ст. 19.24 КоАП РФ и учитываются при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности.

В п. 13 разъяснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ, нужно учитывать закрепленные в ст. 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, а также исходить из характера совершенных поднадзорным лицом противоправных действий (бездействия). В этом же пункте уточнил, что обычно дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Привел алгоритм определения территориальной подсудности ряда дел.

В п. 14 разъяснил, что при установлении при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 19.24 КоАП, в действиях (бездействии) поднадзорного лица признаков преступления, ответственность за которое наступает по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, дело об административном правонарушении прекращается с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, п. 1 ч. 3 ст. 150, п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

В п.15 указал, что установление в судебном заседании причин или условий, способствовавших совершению поднадзорным лицом административного правонарушения, служит основанием для внесения представления в адрес лиц, ответственных за осуществление административного надзора (ст. 29.13 КоАП РФ).

Оценить статью:
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться статьей
Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
error: Content is protected !!