Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287 УК РФ) – «мертвая» статья УК РФ. В период с 1997 года по лето 2024а год (момент написания этой статьи исходя) по информации из открытых источников, осуждено по ст. 287 УК РФ было только 6 человек.
Но раз я задался целью раскрыть сущность всех составов должностных преступлений на своем сайте, то я не могу произвольно данный состав «выкинуть».
Диспозиция статьи определяет данное преступление как неправомерный отказ в предоставлении или уклонении от предоставления информации, а также как предоставление заведомо неполной либо ложной информации СФ РФ, ГД РФ, Счетной палате РФ, когда эти деяния совершены лицом, обязанным предоставить эту информацию.
Получается, что одни должностные лица «прокатывают» других должностных лиц, что само по себе «юмористично». В итоге действий виновных дезорганизуется деятельность государственного аппарата, дискредитируются органы власти, так как они принимают решения при отсутствии нужной информации либо исходя из представленной им ложной информации.
Предмет преступления, предусмотренной ст. 287 УК РФ
Им является информация. Это документы, различные материалы, да что угодно, справки, отчеты и т.д. Важно то, что предоставление этой информации поставлено в обязанность, в компетенцию, полномочия того должностного лица, у которого ее запрашивают.
Если мы говорим о документах, то конечно же они должны быть определенным способом оформлены. Форма документа подразумевает подпись должностного лица, печать органа, учреждения, дату выдачи, название.
Также следует понимать, что если за информацией обращается гражданин или любая иная организация, а не обе палаты Парламента РФ и Счетная палата РФ, то это уже и не преступление, не деяние, предусмотренное ст. 287 УК РФ. Власть есть власть, тут иерархия, надо разделять.
Кто может обратиться за информацией? Запрос, может быть от вышеуказанных «органов власти», а может быть и от отдельных депутатов, сенаторов, инспекторов Счетной палаты РФ. Нюанс в том еще, что запрашиваемая информация должна быть нужна для обеспечения деятельности СФ РФ, ГД РФ, Счетной палаты РФ.
Это значит если кому-то из депутатов ГД РФ, например, пришло в голову сделать запрос об информации, которая «никаким боком» не относится к депутатской деятельности, то должностное лицо, ее не предоставившее, не должно привлекаться к уголовной ответственности по ст. 287 УК РФ. Это конечно теория, но думаю на практике может и перерасти в линию защиты от необоснованного обвинения.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ
Тут альтернативное «трио». Первое – отказ в предоставлении информации должен быть неправомерен. Например, некий депутат ГД РФ обратится в АП Президента РФ за раскрытием неких «госсекретов».
Второе – уклонение (не отказ!) от предоставления информации должно быть обосновано ложными данными. Например, что должностное лицо такой информацией не располагает, хотя в действительности это не так.
Третье – предоставление заведомо неполной или ложной информации. Это значит, что должностное лицо сознательно ее изменяет либо искажает, по факту делает информацию не соответствующей действительности.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ
Преступление совершается умышленно и только с прямым умыслом. Виновное лицо должно заранее осознавать, что оно действует неправомерно и желает этого.
Это означает, например, что если информация была предоставлена неполная в результате небрежности, невнимательности должностного лица, то оно может быть привлечено к ответственности за халатность по ст. 293 УК РФ, но никак не по ст. 287 УК РФ.
Субъект преступления – должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации СФ РФ, ГД РФ, Счетной палате РФ. Это важно, что не каждое должностное лицо, которое мы «идентифицируем», руководствуясь примечанием к ст. 285 УК РФ, а именно то, у кого такая обязанность «прописана», например, в трудовом договоре, должностной инструкции и т.д.
Квалифицированный состав преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ предусматривает совершение преступления должностным лицом органа государственной власти РФ (занимает государственную должность в РФ или субъекте РФ), либо сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (любых правонарушений, одного или несколько – неважно), либо совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (требуется распределение ролей, например, организатор, исполнитель), либо повлекли тяжкие последствия (это оценочное понятие).
С оценочным понятием «тяжкие последствия» могут быть трудности в понимании, все остальное вышеперечисленное не вызывает сложностей в восприятии.
Что может быть признано тяжким последствием?
Например, на основе неполной или ложной информации ГД РФ принимает законы, которые приводят к экономическому кризису, обнищанию граждан. Такие законы надо отменять. Тяжкие это последствия? Безусловно. Привлекают кого к ответственности по ст. 287 УК РФ? Нет. Что это значит? Либо ГД РФ принимает правильные законы, либо нет никакого экономического кризиса в стране, нет нищих. Логично?