Осмотр места происшествия по делам о хищениях культурных ценностей имеет ряд особенностей.
Следователь при осмотре места происшествия по делам о хищениях культурных ценностей будет пытаться определить особенности, своеобразие похищенных предметов.
Во всем остальном осмотр места происшествия по делам о хищениях культурных ценностей не отличается от осмотра места происшествия по иным хищениям.
Обычно культурные ценности похищают либо из специального хранилища, например из музея, галереи, выставочного зала, других учреждений культуры, либо из частных домов и квартир.
Осмотр проводится по общим правилам в каждом случае.
Если «отключалась» сигнализация, то ее будет осматривать один специалист-криминалист, а другой специалист-криминалист, имеющий познания в области искусствоведения, поможет следователю в терминологически правильном описании похищенных и уцелевших предметов.
Особенности осмотра в Храме или музее
Как вы понимаете следователь не «технарь» и не искусствовед, ни теми ни другими познаниями он в необходимом объёме не обладает.
Когда осмотр места происшествия проводится в культовых сооружениях, например, храме или мечети, то вся следственно-оперативная группа должна соблюдать правила поведения, установленные соответствующим вероисповеданием.
О чем речь? Например, в православии, за алтарь, а именно там хранятся самые дорогие культурные ценности в храмах, женщине заходить нельзя. Значит должен работать эксперт-криминалист мужчина.
Про использование служебно-розыскной собаки вообще не нужно говорить. Все действия в любом культовом сооружении должны быть согласованы.
Так как не исключается возможность, что преступники могут спрятать похищенное в помещениях того же музея (прямо как во всем известном фильме) или иного учреждения культуры с целью последующего выноса, будут осматриваться и другие помещения музея или иного учреждения культуры.
Зачастую преступниками являются сами работники этих учреждений либо иные лица с их непосредственным участием.
Нужно не исключать и возможность инсценировки совершения хищения предметов или документов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность.
Самая большая особенность при проведении осмотра места происшествия по делам о хищениях культурных ценностей — специфика описываемых предметов.
Нужно отразить правильное название похищенного предмета. А это может сделать только специалист, обладающий нужными познаниями.
Когда специалисту-криминалисту затруднительно дать правильное и полное описание похищенных предметов, то следователь привлекает к проведению осмотра места происшествия специалиста-искусствоведа.
Также при обнаружении на месте происшествия предметов, подлинность которых вызывает сомнение, специалист-искусствовед в ходе предварительных исследований, т.е. незамедлительно в момент проведения осмотра, сможет установить подделку.
Как должны описываться похищенные культурные ценности?
Главное – определиться с ключевым словом, которое четко его определяет.
Например, при описании документов, книг, указывается их наименования, автор или составитель, при описании икон указывается название, сюжет, изображенный святой.
После переходят к непосредственному описанию предмета с последующим указанием индивидуальных особенностей. Например, для у похищенных икон указывают их размеры, как самой доски иконы, так и доски с киотом, горизонтально или вертикально расположено изображение сюжета, каково содержание сюжета.
Затем указывают индивидуальные особенности. Например, сохранность изображения, доски, оклада, ризы и т.д..
Всегда должна быть указана «геометрия» в сантиметрах или миллиметрах, т.е. длина, ширина, высота, глубина, толщина, диаметр и т.д. Высота статуэтки указывается вместе с подставкой, если они составляют одно целое.
Размер ваз определяется их высотой и наибольшим диаметром.
Размер картин определяется по подрамнику и по раме, производится подробное описание. Когда похищена «ювелирка», выполненная из золота, серебра, описываются клейма, которые удостоверяют пробу, место производства, мастера.
Все обнаруженные при проведении осмотра места происшествия произведения искусства фотографируются, по возможности как с лицевой, так и с оборотной стороны.
Предметы культа или быта, скульптуры и подобные им произведения фотографируются в нескольких ракурсах, в том числе с нижней стороны.
Данные фотографии приобщаются в качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия.
Всегда любой осмотр места происшествия по делам о хищениях культурных ценностей начинают с выявления сохранности оставшихся предметов, последовательно осматривая каждый предмет, являющийся частью коллекции, экспозиции или находящийся в том же помещении, например в культовом сооружении, откуда были похищены культурные ценности.