Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, является мерой пресечения и регламентировано в ст. 104 УПК РФ.
Уставами ВС РФ (внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной и караульной службы) установлены меры, каким образом командование должно «наблюдать», осуществлять меру пресечения.
Согласие командования на избрание данной меры пресечения не требуется, так как это его обязанность, а не право. Командование воинской части должно обеспечить выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных п.п. 2,3 ст. 102 УПК РФ.
Каким образом применяется?
К подозреваемому или обвиняемому военнослужащему возможно применение определенных мер. Например, такие, как лишение права ношения оружия, постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда, запрет направления на работу вне части в одиночном порядке, не назначение в караул и другие ответственные наряды, запрет на «увольнительные» из части, на отпуск, отстранение от занимаемой воинской должности, передача в распоряжение командира.
Решение командира части доводится до военнослужащего, меры объявляются приказом командира части.
Цели избрания этой меры пресечения три…
Первая. Обеспечение надлежащего поведения подозреваемого или обвиняемого.
Вторая. Воспрепятствование продолжения осуществления преступной деятельности.
Третья. Самая главная и актуальная для следователя или дознавателя. Пресечение сокрытия подозреваемого или обвиняемого от органов предварительного следствия.
Особенности…
Подозреваемый или обвиняемый должен обладать особым статусом. Он в этот временной промежуток должен проходить военную службу по призыву, по контракту или быть призванным на военные сборы.
Если военнослужащий, которому избрана эта мера пресечения, например, подлежит демобилизации, увольнению в запас, то данная мера пресечения подлежит отмене или изменению одновременно с прекращением статуса военнослужащего у гражданина.
Об этом выносится отдельное постановление. Понятие военнослужащего регламентировано в нескольких ФЗ. Например, в ФЗ «О статусе военнослужащих», в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно ст. 97, 99, 101 УПК РФ для избрания этой меры пресечения, впрочем, как и любой другой, необходимо наличие оснований, условий принятия решения, т.е. «законности и мотивированности» вынесения соответствующего постановления или определения.
Эта мера пресечения избирается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого. Постановление выносится следователем или дознавателем, затем направляется командованию воинской части. При этом командованию воинской части разъясняется существо подозрения или обвинения, обязанности по исполнению данной меры пресечения.
Если подозреваемый или обвиняемый совершает действия, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части обязано немедленно сообщить об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
Как правило, при этом военнослужащий помещается на гауптвахту, т.е. ему изменяют меру пресечения на «содержание под стражей». Изменение допускается только по судебному решению, и в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ.