Лингвистическая экспертиза

Хотите знать как. с какой целью, какими методами проводят лингвистическую экспертизу, какие вопросы задают эксперту? Читайте, изучайте!

Нередки случаи, когда вслед за проведенной фоноскопической экспертизой фонограмм возникает необходимость в проведении лингвистической экспертизы текстов, содержащихся на них, и наоборот, решение ряда вопросов лингвистической экспертизы не представляется возможным без проведения фоноскопической (по материалам устной речи) или автороведческой (по материалам письменной речи) экспертиз.

Поэтому производство лингвистических экспертиз организовано на базе функционирующих фоноскопических лабораторий в субъектах РФ.

Объекты лингвистической экспертизы

Объектами лингвистической экспертизы являются устные или письменные тексты.

Письменные тексты

Это публикации в периодической печати, печатная или рукописная продукция массового распространения агитационного или информационного содержания, книги или брошюры научно-популярного или общественно-политического содержания, надписи и другие тексты, зафиксированные на бумажных, фото- или видеоносителях.

Устные тексты

Это выступления на митингах, собраниях, интервью, переговоры, сообщения и другие тексты, зафиксированные на аудионосителях.

Лингвистические экспертизы по устным текстам назначаются, как правило, тогда, когда интересующее лицо не отрицает факт разговора, однако утверждает, что речь о чем-либо противозаконном не шла, и у следственных органов имеется потребность в выявлении наличия в тексте речевых деликтов и их интерпретации.

По письменным текстам лингвистические экспертизы обычно назначаются тогда, когда требуется прояснение смысла текста либо выявление в тексте признаков экстремизма.

Предмет лингвистической экспертизы

Предмет лингвистической экспертизы — установление фактических данных при изучении экспертом содержания текста на предмет наличия (отсутствия) информации о событиях и ситуациях, оценки лица или группы лиц, их свойств и действий, побуждения к действию в речевом акте, а также определения социального статуса коммуникантов в различных ситуациях коммуникации с использованием специальных знаний.

Устные или письменные тексты могут быть исследованы в различных аспектах, и в зависимости от поставленной перед экспертом конкретной задачи определяется предмет исследования.

Если текст исследуется как носитель информации о событиях и ситуациях, то предметом анализа является денотативный компонент текста; если выявляются оценочные характеристики лица или группы лиц либо свойств и действий лица или группы лиц, то предметом анализа является оценочный компонент текста.

Когда проводится анализ речевого акта, то предметом исследования является иллокутивный компонент текста. Если проводится анализ текста как речевого события, имеющего место при тех или иных обстоятельствах, то предметом анализа является экстралингвистический компонент текста.

При характеристике объекта (текста) выделяются следующие группы признаков:

— текстовые признаки: структура, функциональный стиль, подготовленность, цельность, связность, соответствие определенному шаблону, степень экспликации замысла, функционально-прагматические характеристики, форма языковой репрезентации, тема текста и др.;

— синтаксические признаки: разноуровневые синтаксические связи в простом предложении (подчинительная, сочинительная, предикативная, детерминантная), синтаксические связи в осложненном предложении, в сложном предложении, синтаксические отношения, смысловые отношения (логические основания), характеристика членов предложения с точки зрения структуры (синтаксические функции) и с точки зрения семантики (компоненты пропозиции);

— лексические признаки: понятийный компонент значения слова (объем и содержание понятия), коннотативный компонент, семная структура слова, лексические оппозиции как основа семантических групп (синонимы, омонимы, антонимы), наличие многозначности слова, прямого и переносного значения слов;

— морфологические и морфемные признаки: способы словоизменения и словообразования, средства выражения грамматического значения слов (грамматические формы), способы выражения грамматического значения (аффиксация, супплетивизм, переход из одной части речи в другую);

— паралингвистические признаки (для устных текстов): речевокальные характеристики голоса, просодия, артикуляционные признаки (четкость-смазанность артикуляции, темп и др.);

— экстралингвистические характеристики: характер взаимодействий коммуникантов (стимул-реакция, иерархия отношений), условия (время, место), канал связи коммуникантов, коммуникативные стратегии и тактики, характер эмоций; функционально-ролевая характеристика партнеров статусно-маркированных ситуаций.

Выявление и оценка имеющихся в тексте лингвистических признаков, характеризующих различные компоненты текста, а также диагностика признаков, характеризующих коммуникативную ситуацию создания и воспроизведения текста, проводится при помощи следующих методов:

1. методом аудитивного анализа проводится исследование голоса и речи участников разговоров (интонационное оформление высказываний, тон и манера речи);

2. методом компонентного анализа определяется семный состав слов;

3. методом концептуального анализа для интерпретации смысла текста определяются вербальные представители ключевого понятия;

4. методами семантико-синтаксического и лексико-семантического анализов проводится определение значения слов, словосочетаний, предложений в контексте высказывания и сверхфразового единства;

5. методом авторизации текста проводится атрибуция высказываний в устных текстах, содержащих исследуемый семантический компонент значения, по принадлежности говорящему;

6. методом анализа структурной организации текста выявляются и описываются структурные единицы текста, их границы и способы оформления, определяется в общем виде взаимодействие коммуникантов, характеризуется целостность и связность текста;

7. методом анализа коммуникативной организации текста проводится актуальное членение текста, определяется тип тема-рематической структуры и коммуникативного регистра, анализируется тематическая прогрессия (смена и развитие тем), иерархическая сопряженность отдельных тематических блоков;

8. методом анализа пресуппозиций определяется общий компонент знаний для говорящего и слушающего;

9. методом анализа пропозиций (логико-грамматическим) определяется логическая основа семантической структуры предложения (предикат с набором актантов), а также анализируются пропозициональные установки;

10. методом контент-анализа определяется количественная оценка содержания коммуникативных единиц (при мягком варианте контент-анализа учитываются имплицитные вхождения коммуникативных единиц и их оценочная составляющая: положительная, отрицательная или нейтральная);

11. методом лингвостилистического анализа стилистических ресурсов выявляются единицы языка, передающие различные коннотации (оценку, эмоции и др.) в процессе их реализации в конкретном тексте;

12. методом функционально-стилистического анализа проводится определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности текстов, а также функционально-стилевых характеристик речи участников разговоров и обусловленности текста сферой речевого общения;

13. методом функционально-прагматического анализа определяется иллокутивная функция высказывания и тип речевого акта;

14. методом грамматического анализа предложений, входящих в семантико-синтаксическую структуру высказывания, выявляется грамматическое значение на морфологическом и синтаксическом уровнях.

Особенности

Руководствуясь постановлением о назначении экспертизы эксперт определяет предмет исследования лингвистической экспертизы, т.е. компонент текста, подлежащего лингвистическому анализу, и выбирает путь решения экспертной задачи, соответствующий предмету.

В рамках производства лингвистической экспертизы текста экспертом выявляются угроза, вовлечение, вымогательство, принуждение, сговор, оскорбление, незаконный оборот наркотиков, драгоценных металлов, а также определяются роли и функции коммуникантов в различных ситуациях общения.

Типовая методика лингвистической экспертизы разработана в 2007 году. В описывается последовательность действий эксперта, приводятся варианты возможных выводов и их примерные формулировки при решении следующих вопросов.

Примерные вопросы эксперту при назначении лингвистической экспертизы:

1. Имеются ли в тексте, представленном на исследование, признаки маскировки его содержательных элементов? Если да, то можно ли определить значения скрытых элементов текста либо их характеристики? Например, по ст. 191, 228 УК РФ (ключевые понятия статей — незаконное производство, сбыт или пересылка веществ или товаров).

2. Идет ли в представленных разговорах речь о сбыте наркотических средств? Например, по ст. 228 УК РФ (ключевые понятия статьи — незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств).

3. Имеются ли в представленном тексте признаки вербальной агрессии в форме угрозы? Например, по ст. 110, 119, 120, 131, 162, 163, 179, 213, 221, 226, 227, 229, 240, 296, 302, 318, 321, 333 УК РФ (ключевые понятия статей — угрозы, вымогательство).

4. Имеются ли в представленном тексте признаки побуждения к каким-либо действиям? Если да, то каковы роли и функции собеседников в представленной на фонограмме речевой ситуации и о каких действиях и их субъектах, событиях и их участниках, а также обстоятельствах действий или событий идет речь? Например, по ст. 150, 151, 163, 221, 226, 229, 230, ч. 2 ст. 239, 240, 280, 282, 304, 354 УК РФ (ключевые понятия статей — призывы, пропаганда, подстрекательство, провокация, вовлечение, склонение, вымогательство).

5. Каковы роли и функции собеседников в представленной на фонограмме речевой ситуации и о каких действиях и их субъектах, событиях и их участниках, а также обстоятельствах действий или событий идет речь? Например, по гл. 7 УК РФ (ключевое понятие — соучастие в преступлении).

6. Имеются ли в представленных текстах высказывания, в которых негативно оценивается человек или группа лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 282 УК РФ (ключевые понятия статьи — возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства).

7. Содержатся ли в представленных текстах высказывания, в которых идет речь о преимуществе одного человека или группы лиц перед другими людьми по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 282 УК РФ (ключевые понятия статьи — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

8. Имеются ли в представленных текстах высказывания, содержащие положительную оценку враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 282 УК РФ (ключевые понятия статьи — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

9. Имеются ли в представленных текстах высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии? Например, по ст. 280 УК РФ (ключевые понятия статьи — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

10. В какой коммуникативной ситуации реализован данный текст? Имеются ли в представленном тексте высказывания, в которых в данной коммуникативной ситуации негативно оценивается гр. К? Например, по ст. 130 УК РФ (ключевое понятие статьи — оскорбление).

11. Имеются ли в представленном тексте высказывания, в которых получили речевое выражение какие-либо факты действительности или положение дел, имеющие отношение к гр. К и выражающие негативную оценку его деятельности? Если да, то в какой форме (утверждения, предположения) они представлены? Имеются ли ссылки на какой-либо источник информации? Например, по ст. 129 УК РФ (ключевое понятие статьи — клевета).

12. Идет ли речь в представленных на исследование разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на назначение этих денежных средств? Например, по ст. 290 УК РФ (ключевое понятие статьи — взятка).

Оценить статью:
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться статьей
Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
error: Content is protected !!