Критерии разграничения получения взятки и мошенничества изложены в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
Что понимается под критериями разграничения взятки и мошенничества?
Получение должностным лицом ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).
Когда должностное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей будет квалифицировано как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Конечно умысел должностного лица, как при взятке, так и при мошенничестве с использованием служебного положения, направлен на завладение имуществом или правом на имущество.
В обоих случаях должностное лицо обещает совершить какое — либо действие (бездействие) в интересах заинтересованного лица с использованием своих полномочий или положения, оказать покровительство или попустительство по службе.
Если совершение указанного действия (бездействия) находится в компетенции должностного лица, т. е. это лицо наделено соответствующими полномочиями, либо в силу должностного положения может способствовать совершению такого действия (бездействию), либо может оказать общее покровительство или попустительство по службе, то для квалификации деяния как получения взятки не имеет значения отсутствие у коррупционера намерения выполнить обещанное.
Как получение взятки квалифицируется деяние и при наличии юридической, но отсутствии фактической (реальной) возможности совершить действие (бездействие) в интересах заинтересованного лица, что также свидетельствует об обмане в намерениях.
При мошенничестве с использованием служебного положения должностное лицо не обладает такими полномочиями и не занимает такое положение, которые позволили бы ему совершить необходимые действия (бездействие) в интересах заинтересованного лица.
Умысел виновного при мошенничестве направлен на завладение имуществом или правом на имущество путем введения в заблуждение относительно наличия таких возможностей.
Поэтому действия должностного лица квалифицируются как мошенничество с использованием служебного положения.