Согласно ст. 25 УК РФ умысел может быть либо прямой, либо косвенный. Поняв различие однажды, можно легко определить форму умысла в любом умышленном преступлении.
Что значит прямой умысел?
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий/бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Что значит косвенный умысел?
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо сознавало общественную опасность своих действий/бездействия, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
При злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо:
- сознает использование либо неиспользование имеющихся у него полномочий вопреки интересам службы,
- предвидит возможность или неизбежность того, что его действиями/бездействием будут существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства,
- желает наступления таких последствий или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.
Понятно? При злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо может действовать как с прямым, так и с косвенным умыслом. Разница лишь в его отношении к последствиям.
Однозначно должностное лицо при злоупотреблении полномочиями знает свои права и обязанности, понимает общественную опасность своих действий/бездействия, понимает, что совершает преступление, что его поведение противоречит интересам службы, целям и задачам, стоящим перед соответствующим органом или организацией.
Следствие при злоупотреблении должностными полномочиями должно доказать факт осведомленности должностного лица относительно объема и характера его полномочий, иначе получится, что отсутствует умысел, нет осознания последствий тех действий, которые совершает должностное лицо.
Действия должностного лица могут заключаться в даче обязательных для исполнения приказа или распоряжения. В этом случае общественно опасные последствия наступают в результате совершения действий/бездействия уже других лиц. Фактически в этой конкретной ситуации должностное лицо должно не только в отношении своих действий осознавать их незаконность и общественную опасность, но еще должно осознавать незаконность и общественную опасность поведения подчиненных служащих или иных лиц, реализующих исполнение приказа или распоряжения.