Фоноскопическая экспертиза — род криминалистической экспертизы, производимой с целью установления криминалистически значимой информации, зафиксированной в звуковой форме. Звуковой след может быть зафиксирован как в аналоговом, так и в цифровом виде на различных материальных носителях.
Исследования криминалистически значимой речевой информации проводятся фоноскопическими лабораториями. В состав каждой фоноскопической лаборатории обязательно входит эксперт, имеющий высшее техническое образование и являющийся специалистом в области акустического анализа, и эксперт, специализирующийся в лингвистическом анализе.
Фоноскопическая экспертиза представлена двумя экспертными специализациями: «идентификация лиц по фонограммам речи» и «техническое исследование фонограмм».
Объекты фоноскопической экспертизы
Объектами фоноскопической экспертизы являются фонограммы, содержащие криминалистически значимую информацию (спорные фонограммы).
При исследовании экспертом объектов используются специальные знания в таких областях науки, как физика, электротехника, высшая математика, информатика, математическая статистика, общее языкознание, фонетика, лексика, морфология, синтаксис, диалектология русского языка, прагматика, стилистика, функциональная грамматика и др.
Предмет фоноскопической экспертизы
Что является предметом фоноскопической экспертизы? Установление фактических данных при изучении экспертом объектов исследования с использованием специальных знаний (акустики речи, математической статистики, прикладной лингвистики).
Предмет конкретной фоноскопической экспертизы определяется экспертной задачей:
— при решении задач идентификации и (или) диагностики говорящего по его речи, содержащейся на фонограмме, предметом исследования являются совокупность признаков речи исследуемого лица, обладающих качественной определенностью и относительной устойчивостью.
Выявление совокупности признаков речи проводится комиссией экспертов по двум направлениям работы — исследованию речи методами акустического (первое направление) и лингвистического (второе направление) анализов;
— при техническом исследовании фонограмм предметом исследования являются акустические сигналы, содержащиеся на фонограмме (речь, шум, помеха и др.), средства звукозаписи (магнитофоны, диктофоны, видеокамеры и т.д.), магнитная лента с целью установления фактических данных, имеющих отношение к условиям и обстоятельствам фиксации фонограммы.
Задачи фоноскопической экспертизы
При решении идентификационных задач фоноскопической экспертизы проводятся действия, направленные на: выявление совокупности признаков голоса и речи лица, интересующего инициатора задания, сравнение выявленной совокупности признаков речи неизвестного лица на спорной фонограмме и голоса и речи известного лица, речевые образцы которого представлены на исследование, установление принадлежности определенных реплик конкретному человеку, образцы голоса и речи которого представлены на исследование, сравнение голоса и речи неизвестных лиц на нескольких спорных фонограммах, предоставленных на исследование, и установление принадлежности реплик лиц на спорных фонограммах одному или разным лицам.
При решении задач технического исследования фонограмм проводятся действия, направленные на выявление особенностей происхождения спорной фонограммы: определение, является ли спорная фонограмма непрерывной, имеются ли на спорной фонограмме какие-либо изменения, произведенные в процессе записи или после ее окончания, выявление характеристик представленного на фонограмме коммуникативного акта и (или) обстоятельств, сопутствующих акту коммуникации, выявление признаков перезаписи или копирования, отождествление средств звукозаписи (магнитофона, диктофона, видеокамеры и т.д.), на которых была произведена спорная фонограмма.
Применяемые методики при производстве фоноскопической экспертизы
Это методика комплексного анализа звучащей речи говорящих на русском языке, включающая аудитивный, акустический (интегральный и микроанализ) и лингвистический виды анализа, а также методика комплексного технического исследования фонограмм, включающая методы аудитивного, визуального, инструментального и лингвистического видов анализа.
С точки зрения значимости получаемых результатов все вышеперечисленные методики исследования самостоятельны и автономны, однако только комплексное использование результатов исследования устной речи дает возможность провести идентификацию с максимальной точностью, надежностью и объективностью.
Аудитивный анализ
В основе аудитивного анализа исследования речи лежит знание механизма произнесения и восприятия звуков, системы речевых признаков, реализации навыков устной речи. Этот метод позволяет оценить голосовые характеристики человека (высоту, силу, тембр), особенности ритмического построения, паузирования, мелодического оформления фраз.
На основе этого вида анализа решаются вопросы установления дословного содержания текста разговора, проводится дифференциация и атрибуция реплик собеседников и др.
Акустический анализ
Акустический анализ выявляет признаки, в количественной форме отражающие физические характеристики речевых сигналов (частоту, длительность, интенсивность), выделяемые и вычисляемые в персональных электронно-вычислительных машинах с помощью программного обеспечения.
При акустическом анализе исследуются интегральные спектральные признаки и акустические признаки микроанализа звуков. На этапе раздельного акустического анализа вычисляются признаки, описывающие спектрально-временные параметры, статистические характеристики амплитудно-частотного спектра речевого потока и интегральные признаки.
После этого проводится сравнение векторов признаков речи, зафиксированной на исследуемых фонограммах, и оценка количественной меры близости этих признаков, а также проводится сравнение по признакам основного тона.
В некоторых случаях (малая длительность речевого фрагмента, низкое качество исследуемого материала) проводится микроанализ и сравнивается спектральная структура отдельных звуков в сопоставимых по контексту фрагментах.
В целом сравнительное акустическое исследование завершается определением степени близости устной речи сравниваемой пары дикторов, на основании чего делается вывод о тождестве или различии исследуемых признаков по фонограммам речи дикторов.
Лингвистический анализ
Лингвистический анализ речи проводится последовательно и поэлементно в соответствии с единицами структурных уровней звучащей речи. На уровне речевого потока анализируются физические особенности речепорождения (особенности функционирования голосового, резонаторного, артикуляторного и дыхательного аппаратов) и особенности речевой реализации коммуникативных навыков, на лексико-грамматическом уровне (уровне фразы и слова) выявляются семантико-синтаксические особенности организации единиц речи и лексико-семантические особенности звучащей речи.
На фонетическом (звуковом) уровне характеризуются особенности реализации супрасегментных (просодических) средств (комбинаторика просодических средств и соответствие их применения языковым нормам и т.д.) и особенности реализации сегментных единиц звучащей речи (нарушения звукопроизношения, диалектные особенности, акцентные особенности, фонетические процессы).
При проведении лингвистического анализа используются: аудитивный метод, позволяющий оценить качество звучания гласных и согласных звуков и их сочетаний в слове и супрасегментных единиц звучащей речи (качество голоса, интонационное оформление высказываний в речевой коммуникации), лексико-семантический, позволяющий оценить индивидуальные навыки словоупотребления и индивидуальные предпочтения в выборе инвентаря лексем, семантическую связанность лексических единиц, семантико-синтаксический, позволяющий оценить индивидуальные предпочтения говорящего в выборе синтаксических средств, влияющих на особенности организации связной речи в процессе коммуникации.
Этапы проведения исследования:
1) установление и описание объектов исследования;
2) ввод объектов исследования в персональный компьютер с корректировкой уровня записи речевых сигналов каждого лица, принимающего участие в интересующих разговорах. На этом этапе возможно также проведение линейной фильтрации речевых сигналов;
3) дифференциация реплик и атрибуция их участникам разговоров, формирование отдельных файлов речевых сигналов каждого из участников разговоров на каждой спорной фонограмме;
4) проведение предварительного анализа по соответствию реплик каждого атрибутированного участника разговора на каждой спорной фонограмме образцам голоса и речи идентифицируемых лиц;
5) определение пригодности речевых сигналов, по которым будет проводиться дальнейшее исследование. Эксперт-акустик по каждому сформированному на предыдущем этапе файлу речевых сигналов определяет не менее четырех технических параметров, эксперт-лингвист проводит по каждому участнику разговора на каждой спорной фонограмме предварительный поуровневый лингвистический анализ, описывает лингвистические характеристики пригодности речи на каждой фонограмме;
6) установление дословного содержания разговоров, на которых имеются пригодные для исследования речевые сигналы;
7) самый трудоемкий этап — проведение экспертами раздельного и сравнительного идентификационного исследования тремя видами анализа: аудитивным, лингвистическим и акустическим;
8) принятие решений по каждой паре сравниваемых лиц проводится раздельно по каждому виду исследования и совместно по совокупности всех примененных методов исследования;
9) проведение технического исследования фонограмм методами аудитивного, визуального, инструментального и лингвистического анализа и принятие решения в соответствии с поставленными вопросами;
10) оформление заключения эксперта.
Необходимо учитывать и такие факторы, как: качество записи спорных фонограмм и объем речевого материала на них, качество образцов речи, объем и представительность речевого материала на них; сопоставимость образцов речи со спорными фонограммами по акустическим, лингвистическим характеристикам, эмоционально-физическому состоянию речи и форме речевого представления сравниваемых лиц.
В случае выявления значительных различий образцов речи и речи участников разговоров на спорных фонограммах, проведение идентификационных исследований может существенно затрудниться, что, соответственно, увеличит и сроки производства экспертизы.
Учитываются и физиологические возможности человеческого слуха: восприятие речи и ее особенностей снижается после 3-4 часов нахождения в наушниках и требует переключения на другой вид деятельности.
В настоящее время фоноскопические лаборатории оснащены рядом современных инструментальных средств, используемых для решения задач идентификации говорящего по фонограммам русской речи и технического исследования объектов.
Это аппаратно-программные комплексы с широким набором инструментальных возможностей как отечественного, так и импортного производства. Эксперты также вооружены и автоматизированными системами, предназначенными для проведения идентификационного и технического исследования фонограмм, в том числе цифровых.
Результаты фоноскопической экспертизы позволяют устанавливать лиц, причастных к совершению преступлений, и зачастую являются единственными прямыми доказательствами по делу.