Автороведческая экспертиза

Для чего, с какой целью и как проводят автороведческую экспертизу? Читайте, изучайте!

Предмет автороведческой экспертизы

Это установление фактических данных о навыковой деятельности автора документа (проявление навыка речи и мышления или речемыслительного навыка), осуществляемое экспертом с использованием специальных знаний фундаментальной лингвистики (лексикологии, фразеологии, морфологии, синтаксиса, стилистики) и прикладной лингвистики (текстологии, статистической обработки текста и т.д.).

Речемыслительный навык

Он не относится к врожденным свойствам личности, а приобретается в процессе обучения соответствующим образцам и нормам, принадлежащим к различным сферам человеческого общения (в частности, общепринятым нормам языка, речи и мышления, овладевая которыми человек вырабатывает умение понимать других людей и быть понятым ими).

Речемыслительные нормы обычно подразделяют на три разновидности, имеющие наиболее общий характер: нормы языка, речи и мышления.

Нормы языка

Язык — система условных знаков и правил их сочетания, служащая для передачи определенной информации. В результате языковой деятельности образуются тексты или высказывания, состоящие из цепочки знаков, расположенных в соответствии с правилами сочетания.

Нормы языка, насколько они изучены и известны, сводятся в грамматики, в которых регламентируются правила:

  1. произношения (фонетика, орфоэпия),
  2. правописания (графика, орфография, пунктуация),
  3. построения слов (морфология, словообразование),
  4. употребления слов в различных смысловых значениях (лексика),
  5. построения словосочетаний и предложений (синтаксис).

В совокупности перечисленные правила обычно называют нормами грамотности.

Нормы речи

В отличие от языка, к которому относятся общие правила построения высказываний, к области речи принадлежат правила их конкретного осуществления. Если по правилам языка можно построить практически бесконечное количество разнообразных, непохожих одно на другое высказываний, то в речевой практике употребляется ограниченное количество их устойчивых разновидностей.

Известны четыре наиболее общих типа высказывания, за которыми закрепилось обозначение «стиль речи» (или «функциональный стиль»). Это официально-деловой, публицистический, научный и разговорный.

Дифференциация стилей речи определяется различием задач, которые они выполняют в речевой практике.

Стили имеют различную тематику, допускают неодинаковую меру эмоционально-оценочного отношения к предмету высказывания, ориентируются на неодинаковое представление об адресате высказывания.

Если обратиться к тематике, то для разговорного стиля — это область быта, для научного стиля — область познания, для публицистического — события общественной жизни.

На уровне эмоциональной оценки для научного и делового стилей характерно подчеркнуто бесстрастное отношение к предмету высказывания.

Публицистический стиль использует в основном похвалу либо порицание, допуская все возможные их оттенки.

В разговорном стиле употребляется весь спектр эмоционально-оценочных суждений (похвала, сочувствие, ирония, порицание, возмущение и др.).

Не менее определенны и различия в представлении об адресате высказывания. Научное высказывание адресуется коллективу специалистов в определенной области науки, оно учитывает объем их специальных знаний.

Деловое высказывание адресуется должностному лицу, занимающему определенное служебное положение.

Публицистическое высказывание адресуется (в пределе) ко всем без исключения гражданам, оно рассчитано на средний уровень понимания общественно-политических проблем.

Нормы мышления

Проявления речи и мышления представляют собой единое целое, но в некоторых случаях имеет смысл выделять особые нормы мышления, не находящие тождественного выражения в нормах языка и речи.

Например, семантическая схема предложения без искажений отражает логику обыденного мышления. Подлежащее обозначает субъект действия.

Прямое дополнение – объект. Определение — качество субъекта или объекта. Обстоятельство — место, время действия и т.д.

Строение предложения организовано таким образом, чтобы дать ответ на все вопросы, возникающие при описании той или иной житейской ситуации.

С другой стороны, например, соблюдение индуктивного или, напротив, дедуктивного стиля изложения не является строго обязательным ни для одной из норм языка и речи.

Изложение может вестись как от общего — к частному, так и от частного — к общему, может быть насыщено примерами и сравнениями либо не использовать их вовсе, может быть исчерпывающе полным либо пропускать отдельные посылки и обоснования.

В связи с вышесказанным можно говорить об особых, собственно мыслительных нормах, которые руководят построением высказывания.

В процессе жизнедеятельности человеку представляется возможность овладеть всеми перечисленными нормами.

Те нормы, которые он усваивает и устойчиво использует при построении высказываний, трансформируясь соответствующим образом, составляют содержание его речемыслительного навыка.

Речемыслительный навык

Он находит свое отражение в письменной речи автора. Поэтому непосредственным объектом автороведческой экспертизы является письменная речь, отображенная в рукописных, машинописных, выполненных полиграфическим способом текстах, относящихся к разговорному, публицистическому, официально-деловому (текст, выполненный не в стандартизированной форме) и научному стилям письменной речи.

Текст документа в семантическом плане

Это определенным образом организованная система языковых знаков, все элементы которой находятся в тесном взаимодействии, служащая средством передачи определенной информации другому лицу или группе лиц, обществу или направленная на фиксацию, закрепление информации.

Текст документа в лингвистическом плане

Под текстом документа можно понимать совокупность предложений, связанных единством смысла. В качестве текста документа может рассматриваться и отдельное предложение или словосочетание, если они удовлетворяют указанному условию.

В тексте содержатся два вида информации:

  • основная (о познаваемом объекте, предмете изложения, которым может быть как внешний предмет, так и субъект — в том случае, когда объектом познания становится сам познающий субъект),
    • дополнительная (о самом познающем субъекте, его особенностях и состояниях). Так, если рассматривать следующее письменное высказывание: «Этот возмутительный поступок совершил взрослый, образованный, казалось бы, культурный человек — инженер Иванов», то основной информацией этого высказывания будут сведения о лице, которое совершило определенный поступок.

    К дополнительной информации будут относиться сведения о субъекте высказывания, которые могут быть установлены на основе анализа письменной речи последнего.

    Можно говорить о наличии двух систем признаков носителей дополнительной информации, содержащейся в тексте:

    1. смысловых (формально-содержательных),
    2. языковых (синтаксических, орфографических, лексических, стилистических, пунктуационных).

    Разумеется, неязыковые, смысловые структуры также выражаются языковыми средствами, но организация этих структур регулируется не нормами языка, а иными факторами, в основном социально-психологического характера (определенными этическими, эстетическими и другими нормами, принятыми в том или ином человеческом коллекцию, свойствами личности автора и т.д.).

    Задачи автороведческой экспертизы традиционно делятся на идентификационные и диагностические.

    В соответствии со своими возможностями идентификационная автороведческая экспертиза разрешает следующие вопросы:

    1. Является ли автором нескольких спорных текстов (фрагментов текста) одно и то же лицо?

    2. Является ли автором спорного текста лицо, образцы письменной речи (текстов) которого представлены для сравнения?

    3. Имеются ли текстовые совпадения в спорных текстах?

    Диагностическая автороведческая экспертиза, в свою очередь, разрешает следующие вопросы:

    1. Каковы социально-биографические характеристики автора спорного текста (уровень образования, профессия или род деятельности, родной язык и др.)?

    2. Каковы пол и возраст автора спорного текста?

    3. Являются ли автор и исполнитель спорного текста документа одним лицом?

    4. Имеются ли в спорном тексте элементы маскировки письменной речи автора?

    Успешное проведение автороведческой экспертизы во многом зависит от пригодности представленных материалов (как спорных письменных текстов, так и письменных текстов, представленных в качестве образцов) для исследования (значение имеют факт возможности проведения исследования вообще и степень, в которой такое исследование может быть проведено).

    Образец письменной речи

    Это текст, являющийся свободным высказыванием проверяемого лица. В противном случае в текст могут быть внесены намеренные и ненамеренные искажения, связанные с подражанием навыкам других лиц либо с прямым цитированием текстов, составленных другими лицами.

    Записи отдельных слов, словосочетаний (иногда — отдельных предложений) не могут рассматриваться в качестве образца письменной речи, пригодного для решения вопроса об авторстве, так как эксперт-авторовед не может определить устойчивость свойств проявившегося в записях навыка.

    И спорные письменные тексты, и письменные тексты-образцы должны быть велики по объему (не менее 100-150 слов).

    Свободный образец письменной речи

    Это текст, составленный проверяемым лицом вне связи с делом, по которому назначена экспертиза, и до его возбуждения. Свободный образец письменной речи является наиболее информативным в идентификационном плане сравнительным материалом.

    При его надлежащем объеме и подготовке эксперт имеет возможность получить ясное и полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица в той или иной ситуации письменного сообщения, о системе его языковых и интеллектуальных навыков, об устойчивости и о пределах вариационности признаков его письменной речи в текстах конкретного стиля.

    Свободные образцы письменной речи должны соответствовать исследуемому тексту (спорному тексту) по следующим основным характеристикам:

    • языку изложения (свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и спорный документ),
      • времени составления текста (между составлением спорного текста и текста-образца не должно быть значительного разрыва во времени (не более пяти лет), так как отдельные особенности навыка со временем претерпевают изменения, а некоторые изменения могут быть настолько существенны, что в корне меняют содержание навыка),
      • принадлежности к определенному функциональному стилю речи (свободные образцы должны быть составлены в рамках того же функционального стиля (официально-делового, разговорного, публицистического, научного) и в той же форме письменной речи, что и текст спорного документа),
      • адресату и характеру речевого сообщения (степень знакомства с адресатом играет существенную роль в выборе автором текста языковых средств общения, языковых элементов),
      • четкому отображению свойств навыка (тексты, подвергавшиеся корректуре и в особенности редактированию другими лицами, тексты, выполненные в стандартизированной форме, малопригодны для исследования, так как при этом свойства навыка автора могут быть существенно искажены),
      • состоянию автора (если известно, что автор исследуемого текста в период его создания находился в необычном состоянии, то желательно по возможности представить образцы, составленные автором в аналогичном состоянии).

      Перечисленные условия являются оптимальными для проведения корректного автороведческого исследования, однако не следует пренебрегать возможностью изучить авторские навыки и за пределами указанных условий, например, тексты, составленные в отличных от исследуемого текста функциональных стилях.

      Условно-свободный образец письменной речи

      Это текст, составленный в связи с расследуемым делом, но не специально для экспертизы.

      Например, различные жалобы, объяснительные записки, заявления и другие тексты, написанные в период расследования.

      Экспериментальный образец письменной речи

      Это текст, составленный проверяемыми лицами по предложению и в присутствии следователя или судьи специально для производства автороведческой экспертизы.

      Первостепенное значение имеет качество экспериментальных образцов, которое обеспечивается их соответствием исследуемому документу по языку, стилистической принадлежности, целевому назначению и теме, а также по адресату, характеру речевого сообщения и состоянию автора.

      Экспериментальные образцы письменной речи составляются проверяемыми лицами в виде самостоятельного сочинения, т.е. сочинения на самостоятельно выбранную тему, при этом следователь (судья) указывает лишь форму письменной речи в рамках определенного функционального стиля (письмо, объяснительная записка, жалоба и т.д.) и язык изложения (если проверяемое лицо владеет несколькими языками).

      Также экспериментальные образцы могут составляться также в виде сочинения на тему, предложенную следователем (судьей).

      Тема, целевое назначение, форма письменной речи, характер речевого сообщения, личность адресата (в том случае, если предполагаемый автор знает адресата, знаком с ним) указываются с учетом особенностей исследуемого документа.

      При определении количества экспериментальных образцов важно учитывать, насколько полно (по качеству и количеству) представлены свободные образцы. Чем менее полно представлены свободные образцы, тем больше должно быть представлено экспериментальных образцов.

      При подготовке образцов письменной речи важно, чтобы они в наибольшей степени подходили исследуемому документу по характеристикам ситуаций письменного общения.

      Единые рекомендации о количестве образцов письменной речи дать трудно, однако в каждом конкретном случае нужно учитывать, что чем меньше объем исследуемого текста, тем в большем количестве должны быть представлены образцы, чем меньше отвечают образцы требованиям сопоставимости, тем больше их нужно.

      Количеством экспериментальных образцов не всегда можно компенсировать ненадлежащее их качество.

      При соблюдении указанных требований объем сравнительного материала при идеальном совпадении функциональных стилей и принадлежности к высокоинформативным объектам должен превышать объем исследуемого материала в десять — пятнадцать раз; в остальных (менее благоприятных) случаях этот коэффициент повышается еще в два — пять раз.

      Установив, в какой мере представленные на исследование объекты отвечают предъявленным требованиям, определяют степень их пригодности для проведения автороведческого исследования.

      Те объекты (части объектов), где свойства навыка отразились свободно, исследуются в дальнейшем, объекты (части объектов), информативность которых недостаточна, из дальнейшего идентификационного автороведческого исследования исключаются.

      Методики исследования

      Методика основана на максимально полном и разнообразном описании особенностей письменной речи.

      Необходимость такого описания вызвана целью исследования — поиском не общего, а особенного, специфичного речемыслительного навыка человека, отражающего его индивидуальность.

      Методы лингвистического анализа при автороведческого исследования

      • метод визуального наблюдения (оценка внешнего вида текста).
        • метод концептуального анализа (интерпретация смысла текста, определение вербальных представителей ключевого понятия),
        • метод лексико-семантического анализа (оценка индивидуальных навыков словоупотребления и предпочтений автора в выборе инвентаря лексем, определение семантической связанности лексических единиц),
        • метод семантико-синтаксического анализа (выявление индивидуальных предпочтений автора в выборе синтаксических средств, влияющих на особенности организации письменной речи),
        • метод анализа структурной организации текста (описание структурных единиц текста, их границ и способов оформления),
        • метод анализа коммуникативной организации текста (актуальное членение текста, анализ тематической прогрессии, иерархической сопряженности отдельных тематических блоков),
        • метод лингвостилистического анализа стилистических ресурсов (выявление единиц языка, передающих различные коннотации в процессе их реализации в конкретном тексте),
        • метод функционально-стилистического анализа (определение функционально-стилевой принадлежности текстов и обусловленности текста сферой речевого общения),
        • метод функционально-прагматического анализа (определение иллокутивной функции высказываний и типа речевого акта),
        • метод грамматического анализа предложений, входящих в семантико-синтаксическую структуру высказывания (выявление грамматического значения на морфологическом и синтаксическом уровнях).

          Модель навыка

          Идентификационное автороведческое исследование имеет конечной целью установление тождества или различия авторства по речемыслительному навыку.

          Оно может останавливаться на промежуточной стадии — на построении модели навыка, отразившегося в данном тексте.

          Модель навыка строится в соответствии со структурой навыка. Определяются отразившиеся в тексте языковые, речевые и мыслительные нормы, а также отклонения от них.

          Модель навыка состоит из признаков письменной речи автора, имеющих прямое отношение к нормам языка, речи и мышления.

          Репрезентативные признаки

          Письменная речь является репрезентативным носителем признаков, существенных для решения задач автороведческой экспертизы.

          Индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности и избирательной изменчивости.

          Что значит репрезентативные признаки?

          Это устойчиво проявившиеся в тексте свойства речемыслительного навыка автора, которые отражаются в определенной совокупности смысловых, текстологических, языковых и психолингвистических структур, использованных в тексте документа.

          Группы признаков письменной речи автора исследуемого текста:

          • смысловые (структуры, характеризующие данную группу признаков письменной речи, отражают тематические, фактические особенности информации о личности автора, содержащиеся в исследуемом тексте),
            • текстологические (структуры, определяющие данную группу признаков письменной речи, свидетельствуют об особенностях изложения материала в тексте, архитектоники текста, логического построения текста и т.д.),
            • языковые (структуры, определяющие данную группу признаков письменной речи, отражают орфографические, лексические, фразеологические, стилистические, синтаксические, морфологические особенности исследуемого текста),
            • психолингвистические (структуры, определяющие указанную группу признаков письменной речи, отображают особенности психики и мышления автора).

            Общий признак письменной речи автора

            Это количество ошибок или отклонений от литературной нормы на определенный объем текста. Выявлены и установлены границы трех основных степеней развития навыков автора (примерно на 200 словоформ текста):

            • низкая (свыше шести ошибок),
              • средняя (от четырех до шести ошибок),
              • высокая (менее четырех ошибок).

              Использование указанных критериев оценки общих признаков может сопровождаться некоторыми колебаниями (+- 2 ошибки для каждой степени), которые иногда могут существенно выходить за указанные рамки норм, что проявляется особенно ярко, когда, например, родной язык автора текста — не русский.

              Анализируя общие признаки письменной речи, необходимо учитывать повторяющиеся ошибки только один раз (ошибки в словах и выражениях с одинаковой этимологией, допущенные в различных словах, при подсчете считаются одной ошибкой).

              Такое единообразие обработки текстов должно стать обязательным условием деятельности эксперта-автороведа, в противном случае он рискует сделать ошибочный вывод.

              Частный признак письменной речи

              Это качественный показатель, отображающий различные свойства, особенности структуры речемыслительного навыка, выражающиеся в конкретных языковых нарушениях речи, использовании определенных языковых средств, в их устойчивом соотношении в типичных ситуациях письменного общения.

              Цель исследования

              Автороведческое исследование предполагает анализ совокупности всех групп признаков письменной речи. Конечная цель такого исследования — построение лингвистической модели речемыслительного навыка, отраженного в исследуемом тексте.

              До вынесения постановления о производстве автороведческой экспертизы следователю необходимо обратиться за консультацией эксперта-автороведа относительно предмета предстоящей экспертизы, для помощи в  формулировке вопросов, для полноты собранных и представляемых на экспертизу материалов, для получения образцов для сравнительного исследования и т.д.

              Стадии автороведческой экспертизы

              Предварительное исследование

                Стадия предварительного исследования включает в себя ознакомление с документом, ставящим экспертную задачу (постановлением, определением и т.п.), в целях установления рамок компетенции эксперта-автороведа, определения правильности оформления документа; изучение упаковки, установление наличия всех указанных в постановлении (определении) документов, выявление информации, существенной для проводимого автороведческого диагностического исследования.

                Детальное исследование

                На стадии раздельного (детального) исследования определяется содержание навыков, отразившихся в спорных письменных текстах и письменных текстах-образцах.

                Эта стадия предваряет сравнительное исследование, поскольку прежде, чем приступить к отождествлению, необходимо установить содержание сравниваемых навыков со всей определенностью. Раздельное исследование позволяет исключить случайные совпадения и различия.

                При раздельном изучении навыков проверяется их устойчивость — наличие последовательного проявления признаков навыка на протяжении всего высказывания.

                В результате исключаются элементы подражания чужим навыкам, поскольку последовательно подражать непривычному способу изложения на протяжении всего текста практически невозможно, определяется, принадлежит ли весь текст автору или имеет место монтаж; определяется наличие редактирования и корректуры.

                В результате раздельного исследования каждого из сравниваемых текстов составляется модель отразившегося в нем навыка. Она строится в соответствии со структурой навыка.

                Определяются отразившиеся в тексте языковые, речевые и мыслительные нормы, включая отклонения от них. Модель состоит из признаков письменной речи автора текста документа.

                Если конечная цель автороведческого исследования — отождествление навыка, то эксперт-авторовед переходит к следующей стадии — сравнительному исследованию.

                Сравнительное исследование

                На стадии сравнительного исследования модели речемыслительного навыка, построенные при изучении спорных письменных текстов и письменных текстов-образцов, сравниваются на предмет их отождествления либо различения.

                Сравнение охватывает комплексы идентификационных признаков, выделенных в процессе раздельного исследования.

                Результатом этой стадии исследования является выявление двух комплексов признаков различающихся и совпадающих особенностей.

                Стадия оценки

                Стадия оценки совокупности признаков и формулирования выводов начинается после завершения сравнительного исследования.

                Степень достоверности идентификационного вывода зависит от того, насколько полно в исследуемых текстах проявился речемыслительный навык, насколько устойчив этот навык.

                Комплекс особенностей, на основании которого принимается решение, должен включать не менее двадцати высокоинформативных признаков.

                Идентификационная значимость комплекса совпадений (при категорическом положительном выводе) и различий (при категорическом отрицательном выводе) должна быть существенно больше, чем значимость противоположных признаков.

                Вывод о невозможности решения вопроса может быть сделан, когда представленные на исследование объекты недостаточно информативны — непригодны для решения идентификационных автороведческих задач.

                Возможные причины невозможности идетифицирования

                • низкого качества материальный носитель объекта,
                  • краткость объекта, наличия искажений, обрывов, зачеркиваний объекта и т.д.,
                  • образец письменной речи проверяемого лица недостаточно информативен при невозможности получения дополнительных образцов,
                  • образец письменной речи проверяемого лица несопоставим с исследуемым объектом. Например, по стилю изложения, по объему, по времени исполнения и др.,
                  • поставленные вопросы не входят в компетенцию эксперта-автороведа, а относятся к смежным областям знаний,
                  • недостаточно разработаны методики, использование которых необходимо для решения конкретных судебно-автороведческих задач, поставленных перед экспертом.

                  На завершающем этапе идентификационной автороведческой экспертизы составляется итоговый документ — заключение эксперта.

                  При решении диагностических задач экспертное исследование состоит из трех стадий

                  Стадия предварительного исследования

                    Она включает в себя:

                    а) ознакомление с документом, ставящим экспертную задачу (постановлением, определением и т.п.), в целях установления рамок компетенции эксперта-автороведа, определения правильности оформления документа,

                    б) изучение упаковки,

                    в) установление наличия всех указанных в постановлении (определении) документов,

                    г) выявление информации, существенной для проводимого автороведческого диагностического исследования.

                    Стадия диагностического автороведческого исследования

                    На стадии диагностического автороведческого исследования устанавливается содержание речемыслительного навыка автора, отразившегося в спорном письменном тексте (особенности норм и отклонения от них).

                    При изучении навыка проверяется его устойчивость — наличие последовательного проявления признаков навыка во всем тексте.

                    В результате исключаются элементы подражания чужим навыкам, поскольку последовательно подражать непривычному способу изложения на протяжении всего текста практически невозможно; определяется, принадлежит ли текст автору или имеет место монтаж; определяется наличие редактирования и корректуры.

                    В результате составляется модель речемыслительного навыка, которая состоит из признаков письменной речи автора — смысловых, текстологических, языковых, психолингвистических.

                    Также на данной стадии автороведческого диагностического исследования ставится задача определения тождества либо различия автора и исполнителя анонимного текста.

                    Суть исследования составляет изучение соотношения функций автора и исполнителя в анонимном документе.

                    По его результатам могут быть сделаны два варианта выводов. Либо о разделении функций автора и исполнителя, где автор и исполнитель — разные лица. Либо о совмещении функций автора и исполнителя, где автор и исполнитель — одно лицо.

                    Если в результате произведенной автороведческой экспертизы делается вероятный вывод о том, что автор и исполнитель — одно лицо, то дальнейшие предположения о чертах личности автора и исполнителя суммируются.

                    Когда делается вероятный вывод о том, что автор и исполнитель — разные лица, то составляются два облика, т.е. автора и исполнителя документа.

                    Стадия оценки совокупности признаков и формулирования выводов. В результате производства автороведческой диагностической экспертизы делаются только вероятные выводы о социально-биографических характеристиках автора спорного текста.

                    Вывод о невозможности решения вопроса может быть связан с тем, что:

                    а) представленные на исследование объекты недостаточно информативны — непригодны для решения диагностических автороведческих задач.

                    Например, низкое качество материального носителя объекта, краткость объекта, наличие искажений, обрывов, зачеркиваний объекта и др.,

                    б) поставленные вопросы не входят в компетенцию эксперта-автороведа, а относятся к смежным областям знаний,

                    в) методики, необходимые для использования для разрешения конкретных судебно-автороведческих задач, поставленных перед экспертом, недостаточно разработаны.

                    Заключение эксперта

                    На завершающем этапе диагностической автороведческой экспертизы создается итоговый документ — заключение эксперта.

                    Структура заключения эксперта, сделанного по результатам исследования письменной речи, соответствует общим требованиям, предъявляемым к документам данного вида, и определяется законами РФ и ведомственными нормативными актами, а также методическими рекомендациями, касающимися оформления заключения эксперта.

                    Материалы, иллюстрирующие заключения эксперта (таблицы, фотографии, схемы, графики, формулы и т.д.), прилагаются к заключению и являются его составной частью. При оформлении иллюстративного материала допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта.

                    Оценить статью:
                    ( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
                    Поделиться статьей
                    Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович
                    error: Content is protected !!